Очередная трагедия в Домне, где от бездомных стай собак погибла семилетняя девочка, расшевелила, как гигантский улей, все ветви нашей власти, для которых этот вопрос хоть и существовал, но был на десятом месте в повестке дня. И случилось то, что должно было случиться.
Жизнь ребёнка – цена активности власти
Уму непостижимо: четыре губернатора края, три главы администрации городского округа «Город Чита», несколько созывов Заксобрания края и десятки муниципальных органов власти постоянно знали об этой проблеме, формально реагировали на многочисленные жалобы забайкальцев, но отделывались отписками и симуляцией действий в решении вопроса с бродячими собаками. Даже многочисленные травмы жителей городов, посёлков и сёл от бродячих псов, о которых постоянно рассказывали почти все СМИ Забайкальского края, не подвигли власти к решительным действиям в этом направлении. Когда в середине января этого года свора собак напала на школьников в районе Большого острова, и следственные органы начали проверку, никаких практических действий со стороны администрации городского округа «Город Чита» не последовало. А депутаты городской Думы вообще остались к этому факту равнодушными. Как и большинство руководителей муниципальных органов власти в крае.
Это сегодня, после чудовищной трагедии в Домне, власти словно проснулись от летаргического сна, и стали инициировать предложения в федеральный закон о борьбе с бродячими животными, искать дополнительные средства на отлов опасных собак, выделили автобус для подвоза школьников в Домне и т.д. И цена этому – жизнь ребёнка.
Но ведь до этого годы потребовались на то, чтобы определить, в чьей же компетенции вся эта работа и ответственность – муниципальной власти или региональной. Городские власти в данном вопросе долгое время были вроде как не у власти. Как не раз публично отвечал глава администрации Читы Александр Сапожников, они бы и с радостью, с удовольствием помогали, но муниципалитет не может ловить бродячих дворняг, поскольку у них «нет такого права». Глава региона Александр Осипов заявлял при этом — «мы стараемся сейчас внести законопроект».
Заметим, что обсуждаемый вопрос уже с большой бородой и возникает всякий раз уже многие годы, когда собачьи стаи лишают кого-то жизни (чаще детей) или наносят серьёзный вред здоровью взрослых людей. Помнится, одному из замов главы городской администрации по этому поводу пришлось отвечать перед законом за несвоевременное принятие мер по отлову бродячих собак, что привело к трагическому случаю. Интересно, сейчас примут ли правоохранители за оправдание, как тогда, объяснение нынешних руководителей всех уровней, что «отловом бродячих собак должны заниматься профессионально», а поскольку денег нет, то и спрашивать с чиновников нельзя?
За статьями бюджета и проблемы не видно
Бродячие собаки – не та проблема, которая должна прятаться за надуманные вопросы раздела компетенций властей. Речь идёт о безопасности людей, в особенности детей. Но именно это нередко и является причиной отговорок или пассивности органов власти. Когда однажды, лет шесть назад, опасность проявила себя наглядно в виде трагических случаев с детьми, выяснилось, что нет на разных этажах власти ясности в том, на кого повесить вопрос о собаках и ответственность за случившееся. Правоохранительные органы, помнится, заводили уголовное дело против отдельных руководителей, но вскоре его спустили на тормозах. Краевая власть, в чьей компетенции (придумал же кто-то!) находится собачье дело, похоже, и не подозревала, что бездомных дворняг в населённых пунктах отлавливать надлежит ей. А муниципальная власть, думаю, хоть и догадывалась, что проблема-то есть и напрямую касается её ответственности, однако денег у неё на эту компетенцию нет. А на нет и суда нет. Потом деньги стали появляться, но местная власть озабочена не безопасностью людей, особенно детей, а начинает высчитывать – сколько стоит отловить одну собаку. Кое-что в этих рамках делает, но предпочитает громко заявлять об отсутствии необходимых сумм.
Думаю, здесь проявляется потрясающая чёрствость и не понимание полноты ответственности наших властей – всё мерить деньгами, а не обязательствами перед своими избирателями. Неужели власти Домны не знали, что дети ходят в школу через пустырь, где рыскают бездомные и голодные псы? Не верится, что не знали. Но и после трагедии, уверен, тоже будут потрясать расчётами - сколько стоит отловить одну собаку или десять. Но ведь можно было проявить власть настоящую, а не мнимую и призвать родителей, всё население посёлка обеспечить безопасный проход через пустыри хотя бы детям. Есть в Домне и общественные организации – почему они остались безучастными? Уверен, после трагедии все они найдут какой-то выход, установят дежурство, чтобы провожать или подвозить детей. Но почему для этого надо было ждать гибель ребёнка?
И как быстро у нас забывают о подобных трагических случаях! Помнится, когда в Чите было несколько драматичных случаев, связанных с бездомными собаками, бывший губернатор Константин Ильковский издал распоряжение, которым «в связи с введением режима чрезвычайной ситуации, связанной с увеличением численности безнадзорных животных» предписал выделить 6 млн. рублей, а городской администрации – осуществить контроль за целевым использованием этих средств. Более того, широко было объявлено, что готовится региональный закон, где будет говориться о создании приютов для бесхозных собак, о вакцинации, стерилизации и… утилизации четвероногих животных. В городском округе, наверное, ничего об этом не знали, поэтому решили ударить по проблеме мониторингом, информацией и созданием рабочей группы. Но что по большому счёту реально было сделано?
В общем, как говорил классик, если хочешь что-то заволокитеть, надо создать рабочую группу. Как видим, за многие годы рабочая группа так и не пришла к единому и рациональному мнению – кому же и на каком уровне власти следует заняться отловом с кварталов и пустырей бездомных собак. И что надо предпринять, чтобы их вообще в населённых пунктах было как можно меньше, и они были бы под контролем.
Простых решений здесь нет. Законодательство запрещает уничтожать бездомных собак. Но оно не запрещает их отлавливать, стерилизовать и контролировать популяцию. Это нужно было делать уже давно. А сейчас надо не ждать поправок в федеральный закон, не расписываться в бессилии, а изолировать собак в спецпитамниках. Предотвращать драмы и трагедии в реальном времени.
Деньги нужны? Конечно. Но спросите, сколько средств уходит из бюджетов всех уровней края на разные фестивали, спонсирования создателей кино, на пиаровские телесюжеты, на создание и финансирование не нужных по сути управленческих структур, чем сегодня увлеклась краевая власть, на раздувание штатов госслужащих? Куда исчезают бесконтрольные миллионы из Фонда развития Забайкальского края? И станет понятно – деньги есть.
Но почему-то они не служат безопасности граждан и наших детей. Почему?