Немецкий МИД объявил персонами нон грата двух российских дипломатов

О решении немецкого внешнеполитического ведомства послу России было объявлено после решения Высшего суда Берлина, который приговорил к пожизненному заключению россиянина Вадима Соколова. Его признали виновным в убийстве гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили в центре Берлина в августе 2019-го. На высылку двух дипломатов российский МИД пообещал дать адекватный ответ. А сам вердикт суда по делу Хангошвили посольство России в Берлине назвало необъективным и политически мотивированным.

Немецкий МИД объявил персонами нон грата двух российских дипломатов
© BFM.RU

Что стоит за назревающим дипломатическим скандалом?

Новых подробностей самого убийства Зелимхана Хангошвили не появилось. Все, о чем говорили в суде и после его заседания, было известно раньше. Вкратце напомним. 23 августа 2019 года в берлинском парке Тиргартен в нескольких минутах ходьбы от бундестага человек на велосипеде подъехал к Хангошвили, несколько раз выстрелил в него из пистолета с глушителем, а потом попытался скрыться. Его оперативно задержали. Мужчина предъявил документы на имя Вадима Соколова, гражданина России, но, как утверждали СМИ, его настоящая фамилия — Красиков. Суд в Берлине, кстати, сослался на информацию проекта Bellingcat, признанного в России иноагентом, что Соколов — это не настоящая фамилия убийцы на велосипеде.

Этот вывод суд подкрепил некими фотографиями, присланными Украиной, на которых запечатлен мужчина, как утверждается — Красиков, похожий на задержанного, и с такой же татуировкой. Утверждается, что Соколов-Красиков въехал в Германию по подложным документам. По словам судьи, наличие псевдонима и выданных на него «официальных документов» стало одним из свидетельств того, что убийца действовал по заказу из России.

Что касается жертвы, то, как заявили в суде, Хангошвили оказался в поле зрения российских властей «из-за участия в боях второй чеченской войны». Ранее РИА Новости называло его бывшим полевым командиром, причастным к нападению на школу в Беслане, взрыву поезда в московском метро в 2004 году и другим терактам. В Берлине этот человек ожидал решения по вопросу о предоставлении политического убежища.

Россия неоднократно отвергала причастность к убийству Хангошвили. Но немецкое общество доверяет решению немецкого суда, а не заявлениям российских официальных лиц. А СМИ подливают масла в огонь. Продолжает немецкий политолог Александр Рар:

Александр Рар журналист, политолог «Свидетели его опознали как убийцу. Потом начали выяснять, что это за человек. Он был в международном розыске, по лицу его узнали, я думаю, и по другим приметам, он сидел в российской тюрьме. Что это профессиональный киллер, никаких сомнений нет. Объяснить, что тут случайного человека осудили, что он русский, я считаю, что полная ерунда, тут все-таки суд независимый, у него не было задачи обязательно наказать Россию. Немцы же умеют тоже независимое расследование провести всего этого убийства. В прессе только все хотят скандала, они просто хотят, чтобы новый дипломатический скандал между Германией и Россией, они просто ждут этого, но пресса — это пресса, она просто очень зубастая и очень антироссийски настроена, к сожалению, почти вся».

Скандал не заставил себя ждать. Новый министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила, что «это убийство по государственному заказу, как установлено судом, представляет собой тяжкое нарушение немецкого права и суверенитета ФРГ». Поэтому немецкий МИД решил выслать двух российских дипломатов. В российском МИД пообещали скорый и адекватный ответ. В переводе с дипломатического это означает, что Москва тоже готова выслать двух немецких дипломатов. О том, как могут дальше развиваться события, говорит гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Партия «зеленых» и лично госпожа Бербок очень внимательно относятся к проблеме прав человека. Это некая демонстрация новой чувствительности немецкого МИД по отношению к случаям, пусть даже и недоказанным, о причастности России к вмешательству во внутренние дела федеративной республики. То есть это определенный еще и сигнал, наверное, и Москве и, может быть, своим партнерам по правящей коалиции о том, что «зеленые» будут очень жестко отвечать на любые действия, которые они воспринимают как попытки такого вмешательства. Конечно, это не самый благоприятный фон для последующего взаимодействия с германским МИД, учитывая, что в Берлине только начинает работать новая коалиция».

Пока непонятно, идет ли речь о взаимной высылке только двух дипломатов, или на ожидаемый симметричный ответ Москвы последует новый ответ Берлина? И кто первый будет готов остановиться?

Приговор «убийце на велосипеде» не добавил новых подробностей к тому, что уже было известно и обсуждалось раньше. Но обстоятельства изменились. В Германии — новое коалиционное правительство, в котором есть те, кто критически настроен по отношению к России. А вердикт по делу Хангошвили — это новый повод для СМИ вернуться к обсуждению того, что освещалось раньше, но что успели подзабыть.