Войти в почту

Советские солдаты в плену у «душманов»: почему они принимали ислам

По данным комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ, за почти десятилетний период пребывания контингента советских войск в Афганистане в плен к моджахедам попало свыше 400 военнослужащих Советской Армии. Из них порядка ста были убиты, 130 душманы отпустили – обменяли на захваченных противником бойцов или передали противоборствующей стороне за выкуп.

Советские солдаты в плену у «душманов»: почему они принимали ислам
© Русская семерка

На чужой стороне

По официальной информации, в Афганистане после войны осталось свыше 60 советских пленных, местонахождение 29 из них удалось установить, 22 человека вернулись на родину. Что стало с остальными и живы ли они, неизвестно.

Значительная часть пленных из-за страха за свою жизнь согласились воевать в отрядах моджахедов, и поэтому после вывода советских войск из Афганистана побоялась возвращаться на родину, опасаясь привлечения к суду за предательство. Эксперты-исламоведы утверждают, что при ассимиляции в исламском государстве у чужака нет другого выхода, кроме как принять новую религию.[С-BLOCK]

Поверили или приспособились?

Как утверждают сами бывшие граждане СССР, которых удалось разыскать правозащитникам и журналистам, принять ислам они решились по разным причинам.

К примеру, Николаю Быстрову (Исламуддину) просто нельзя было не принять новую религию, поскольку он поступил в охрану Ахмад Шаха Масуда и взял в жены дальнюю родственницу полевого командира.

В середине 90-х Быстров с супругой и тремя детьми вернулся в Россию.

Юрия Степанова после принятия ислама моджахеды отпустили из отряда, он тоже женился на афганке и спустя почти 20 лет после плена вернулся с семьей из Афганистана в Башкортостан.

Как утверждал журналистам Сергей Красноперов, ислам он принял по доброй воле – когда за время пленения он начал понимать афганский язык, начал беседовать с муллами и понял, что разницы между Иисусом и Мухаммедом нет, бог един.

Николай Выродов, ставший Насратуллой Махамадуллой, на вопрос почему он принял ислам отвечал, что это не он выбрал религию, а наоборот. По словам журналиста Би-би-си Тома Коулана, полевые командиры, у которых служил Выродов-Махамадулла, заверяли: насильно никого из пленных советских солдат и офицеров принимать новую веру афганцы не заставляли. Это подтверждал и Быстров-Исламуддин – пленник должен был сделать выбор сам, и если хотел выжить, то принимал ислам. Причем, «формально» веровать не вышло бы – у мусульман строго следят за исполнением религиозных обрядов и молитв.

По словам заместителя председателя комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ Александра Лаврентьева, дававшего в 2009 году интервью «Коммерсанту», у пленных, долгое время пребывавших в неволе, не было другого выбора, кроме как принять ислам – в противном случае их бы просто убили. Аналогичной точки зрения придерживался и руководитель союза ветеранов Афганистана крымского Красноперекопска Валентин Ровнер.