Войти в почту

Реальной оппозиции подрезали крылья: Чего ждать от работы Госдумы VIII созыва?

Регламент работы Государственной Думы подразумевает, что каждый ее депутат, за исключением председателя ГД и его заместителей, а также руководителей фракций, обязан состоять в одном из комитетов нижней палаты парламента. Именно эти комитеты занимаются подготовкой законопроектов и постановлений для рассмотрения, организацией парламентских слушаний, мониторингом правоприменительной практики и многим другим.

Реальной оппозиции подрезали крылья: Чего ждать от работы Госдумы VIII созыва?
© Свободная пресса

Как стало известно из имеющейся в распоряжении редакции «СП» копии проекта постановления Госдумы «Об избрании председателей комитетов Государственной Думы», большинство комитетов в обновленной нижней палате - 17 - оставила за собой «Единая Россия».

По 4 комитета ушли к ЛДПР и «Справедливой России – За правду», впервые попавшим в парламент «Новым людям» досталось 2 комитета.

Представители же КПРФ, как и в предыдущей Госдуме, будут руководить пятью комитетами:

по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (

Сергей Гаврилов

); по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками (

Леонид Калашников

); по развитию Дальнего Востока и Арктики (

Николай Харитонов

); по вопросам семьи, женщин и детей (

Нина Останина

); по аграрным вопросам (

Павел Кашин

).

Конечно, формирование комитетов осуществляется на основе принципа пропорционального представительства фракций. И тут, вроде бы, все логично – «Единая Россия», согласно официальным данным Центризбиркома, получила на выборах подавляющее большинство голосов избирателей, а КПРФ по итогам предвыборной гонки заняла второе место в списке предпочтений электората, что и отразилось на распределении.

Однако на фоне того, что и само число думских комитетов на этот раз было увеличено с 26 до 32, и число депутатских мандатов КПРФ возросло с 43 до 57, многие политологи кулуарно предполагали, что КПРФ в принципе могла бы встать у руля большего числа комитетов. И такой расклад, по их мнению, может свидетельствовать о том, что таким образом правящая элита припомнила коммунистам недавние шумные протесты против итогов голосования в Москве.

«Насколько обоснованы предположения о «воспитательном подрезании крыльев» оппозиции, и чего вообще можно ожидать при таких раскладах от Государственной Думы VIII созыва?» – задалась вопросом «СП» в преддверии ее первого заседания, запланированного на 10-00 мск 12 сентября с.г.

- Сомнений в том, что власть вполне сознательно «режет крылья» здоровой оппозиции, никаких нет, – заявил в беседе с изданием доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. – Начинать здесь, на мой взгляд, следовало бы с того, что правящей верхушкой было сделано все, чтобы снивелировать результаты прошедших выборов в первую очередь на тех территориях, где по сути дела было зафиксировано как минимум равное соотношение сил между «Единой Россией» и КПРФ при первоначально адекватном подсчете голосов.

По моему личному убеждению, партия власти сейчас наглядно показывает, что именно она является главным победителем и ни с кем особенно делиться своим влиянием в новой Госдуме не собирается. Но, как правильно отмечает Геннадий Андреевич Зюганов, можно переписывать протоколы и считать голоса в нужную сторону, однако с доверием людей ничего поделать нельзя, а они не сомневаются в том, кто в реальности вышел победителем из этой предвыборной схватки.

Основываясь на этом, я могу сказать, что на самом деле то, каким конкретно количеством комитетов КПРФ будет руководить в Госдуме нового созыва, для нашей партии не играет решающей роли. Самое главное – мы сумели сохранить за собой доступ к парламентской трибуне, с которой мы, с одной стороны, будем озвучивать свою здравую и конструктивную критику, а с другой – демонстрировать готовность к жесткой защите интересов наших избирателей.

«СП»: - Учитывая столь мощный дисбаланс в руководстве думских комитетов в пользу «Единой России», есть ли хоть какая-то надежда на то, что нынешняя Госдума не станет очередным «бешеным принтером», штампующим законы исключительно в интересах узкой группы лиц?

- С одной стороны, пока неизвестно, как поведут себя откровенные спойлеры партии власти и так называемые самовыдвиженцы. По моим предположениям, где-то через полтора-два месяца работы все они, так сказать, «хапнут проявителя», и мы увидим, чего стоят их на первый взгляд оппозиционные предвыборные заявления.

С другой стороны, КПРФ, к сожалению, не получила блокирующего пакета, хотя, признаться, рассчитывала на определенный успех в этой сфере. Но это не означает, что партия не будет продолжать свою разоблачительную и пропагандистскую работу.

Кроме того, новой Госдуме придется учитывать в своей работе и общественные настроения. А они, судя по результатам социологических исследований даже заведомо провластных организаций свидетельствуют – де-факто соотношение предпочтений граждан между партией власти и КПРФ сейчас, как говорится, фити-фифти.

Так что посмотрим, как пойдут дела. Но все же можно с уверенностью констатировать – работа Госдумы явно вопреки интересам избирателей встретит максимально жесткое сопротивление, потому что КПРФ абсолютно не намерена снижать свою активность. Хотя стоит отметить, что намерения протащить через новый парламент сотни людоедских предложений, начиная от повышения налогов и заканчивая разбазариванием народного достояния, уже имеются.

- Новая Госдума заметно обновилась по своему составу, и теперь в ее рядах довольно много лоббистов, в том числе и политтехнологов, чья профессиональная деятельность де-факто сосредоточена в этой сфере. И это, на мой взгляд, позволяет предположить, что новоизбранную нижнюю палату парламента будет активно использовать в первую очередь крупный бизнес для продвижения и защиты собственных интересов в сложных постпандемийных условиях, – поделился с «СП» своим мнением на этот счет директор Центра развития региональной политики, политолог Илья Гращенков. – Кроме того, нужно учитывать, что впервые за долгое время в парламент прорвалась пятая партия, «Новые люди», которая, вероятнее всего, будет продвигать линию «раскручивания гаек» – поддержки бизнеса, расширения свободы слова и так далее. И, на мой взгляд, зжесь они будут выступать противовесом «Единой России», которая сейчас, наоборот, нагнетает вопрос тотального контроля. Так что с этой точки зрения есть надежда, что новая Госдума вновь станет, как и прежде, площадкой для серьезных дискуссий.

«СП»: - Можно ли тогда предполагать, что между ее фракциями будут складываться если не блоки, то как минимум периодические коллаборации оппозиционного толка?

- Что касается конкретно «Новых людей», то стоит отметить, что они намереваются вроде бы стать платформой для воплощения идей так называемой непарламентской оппозиции, которая имела довольно большое число избирателей. Так что тут я, откровенно говоря, слабо представляю себе коллаборацию, скажем, «Новых людей» с КПРФ.

А в целом, конечно, какая-то коллаборация вполне возможна. И хотя у «Единой России» имеется сейчас парламентское большинство, что позволяет ей даже при объединении усилий всех остальных парламентских фракций все равно блокировать и принимать по своему усмотрению любые законы в принципе, как минимум острые диалоги и дискуссии это может обеспечить.

Например, по поводу того же закона об иноагентах, который, по оценкам Дмитрия Пескова, должен быть подвергнут какой-то корректировке, потому что в нынешнем виде иногда, что называется, стреляет по своим. Или по поводу закона об отмене пенсионной реформы. Понятное дело, «Единая Россия» его никогда в жизни не поддержит, но серьезно подискутировать на эту тему, допускаю, ей придется.