Войти в почту

Россия должна установить с «Талибаном» «красные линии»

Не успела смениться власть в Афганистане, как тотчас же стали появляться апокалиптические предсказания, причём для РФ. Ей предрекают и активизацию радикальных исламистов, и волну террористических актов, и неминуемую расплату за «заигрывание с «Талибаном» (организация запрещена в РФ).

Россия должна установить с «Талибаном» «красные линии»
© Kadara.ru

Не думаю, что ситуация столь драматическая и что Москве (в отличие от некоторых западных государств) надо паниковать и уж тем более посыпать голову пеплом. Каяться ей уж точно не в чем.

Во-первых, контакты российских дипломатов с представителями «Талибана» никак не повлияли на военную обстановку в Афганистане и не ускорили крах правительственных сил.

Во-вторых, решение разложить яйца по разным корзинам, поддерживать диалог со всеми сторонами афганского конфликта смотрится вполне логичным и прагматичным. Нелепо обвинять Москву в «предательстве» правительства в Кабуле, которое на было ни её союзником, ни её клиентом. Особенно на фоне того, что переговоры с талибами много лет вели Штаты.

В-третьих, при всём отвращении к идеологии талибов следует признать: у них есть принципиальное отличие от других радикало-исламистских движений. Талибы, если можно так выразиться, «исламские националисты», сфера их интересов — сам Афганистан. У них нет глобальных амбиций, планов создания халифата на планете. Помимо этого, представители талибов на переговорах в Кремле публично обещали, что не станут посягать на суверенитет соседних стран Центральной Азии, навязывать им модель. А именно этот момент угроза радикализации постсоветского пространства больше всего беспокоит Москву.

Конечно, с талибами надо сохранять максимальную бдительность. Не верить на 100% их обещаниям. На всякий случай держать порох сухим и усиливать свою военную группировку в прилегающих к Афганистану государствах ОДКБ.

И самое главное, вежливо, но настойчиво объяснить талибам, где, с точки зрения Москвы, проходит красная линия, которую им не стоит переходить. Ведь новый режим в Кабуле наверняка будет пытаться выйти из международной изоляции, и в этом случае великая держава, постоянный член СБ ООН, может принести немало пользы. Но произойдёт это лишь в том случае, если с интересами Кремля будут считаться.

Интересы эти, кстати, отнюдь не ограничиваются безопасностью Таджикистана, Узбекистана и Туркмении. Никуда не делась (и не денется) проблема афганского наркотрафика. Чтобы минимизировать её последствия для РФ, важно поддерживать диалог с новыми хозяевами Афгана, попытаться оговорить с ними правила поведения.

В отличие от американцев и их союзников по НАТО, у России есть серьёзное преимущество: в Афганистане её не воспринимают ни как врага, ни как оккупанта даже талибы. Война с «ограниченным контингентом» давно забыта, с тех пор появились новые враги.

А Москва, напротив, при определённых обстоятельствах может стать даже партнёром. Здесь многое будет зависеть от самих талибов: какая группировка в их среде возьмёт верх умеренные прагматики или фанатики-радикалы, вести дела с которыми будет сложно.

Но пока мы этого не знаем. Пока талибы не покушались на Центральную Азию. Пока они воюют с отрядами запрещённого в РФ «Исламского государства» (организация запрещена в РФ). И для упаднических настроений в духе «всё пропало» оснований точно нет. У нас. Вот США это другое дело. Но отнюдь не факт, что их геополитическое фиаско обязательно должно негативно отразиться на нас. Никогда не надо паниковать раньше времени.

Но и к вопросу о миролюбии и гуманности талибов.

25 лет назад, 16 августа 1996 года, экипаж принудительно посаженного в Афганистане российского Ил-76 совершил побег из плена талибов: «378 дней члены экипажа самолета находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи, не имея нормальной одежды. Из-за антисанитарии и недоедания многие заболели. Пилоты подвергались психологическому давлению и постоянным угрозам. Их склоняли к принятию ислама, работе на «Талибан» и постоянно угрожали казнью».

Командиру самолета Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героев России. Штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев награждены орденами Мужества.