Батька созрел поделиться властью?

Александр Лукашенко получит на рассмотрение согласованные Конституционной комиссией предложения по изменению Конституции, в том числе касающиеся ограничения срока полномочий президентства в стране. Об этом сообщил председатель Конституционного суда Белоруссии Петр Миклашевич.

Батька созрел поделиться властью?
© Свободная пресса

По его словам, комиссия провела девять заседаний, в течение которых ей удалось согласовать текст изменений в основной закон. По итогам рабочих совещаний предлагается внести изменения в 59 статей Конституции Белоруссии, включить 16 новых статей, а две — исключить.

Следующим этапом конституционной реформы станет обсуждение вариантов изменений Конституции Белоруссии совместно с Лукашенко, который примет окончательное решение. Затем поправки вынесут на республиканский референдум.

Напомним, ранее стало известно о предложенных изменениях в конституцию станы, согласно которым один человек может быть президентом не более двух сроков. Кроме того, планируется повысить до 40 лет возрастной ценз, а также ценз оседлости – до 20 лет. Кроме того, кандидат не должен иметь иностранного гражданства и вида на жительство.

Заметим, Конституция Белоруссии правилась несколько раз по инициативе Лукашенко. Так, в 1996 году, после референдума, в документ внесли изменения, значительно усиливающие полномочия президента, а в 2004 году из основного закона страны изъяли положение, которое ограничивало число президентских сроков. Для этого вновь проводили референдум.

С другой стороны, если людям нравится курс, и они голосуют за его продолжение, почему бы нет? Что сейчас ждет от Лукашенко общество?

– Конечно, отсутствие ограничений на количество президентских сроков – это не нормально, – уверен доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.

– Абсолютная демократия, как и все остальное абсолютное, ущербна по своей сути. Все знают, что власть развращает большинство политиков, опутывает их коррупционными схемами. Не говоря уже о том, что они стареют. Поэтому искусственное ограничение президентских сроков является стоппером, предохранителем для таких вот событий. Именно поэтому отсутствие ограничений на президентские сроки – это в основном прерогатива стран третьего мира.

Что же касается поддержки Лукашенко, то после августа 2020 это вопрос крайне сложный. Сомневаюсь, что в Белоруссии есть по этому поводу какие-то объективные данные.

«СП»: – Означает ли происходящее, что Батька созрел? Ранее он не раздавал понять, что никому ничего не обещал. Или опять слова?

– Ни к чему он, на мой взгляд, не созрел. Нужно подождать и посмотреть, о каких конкретно поправках идет речь, что конкретно они ограничивают и как. Только после этого можно говорить о том, куда пойдет Белоруссия с новой конституцией и пойдет ли вообще.

«СП»: – Все это время Москва намекала ему на необходимость реформ. Слово Москвы будет решающим при принятии соответствующего решения?

– Безусловно, слово Москвы очень важно. И, по идее, должно быть решающим. Это мы предоставили плечи – информационные, политические, экономические и даже военные. Поэтому мы имеем право выставить счет.

Но это в теории. По факту же, мне кажется, счет мы не выставим. Мы не умеем продавливать Батьку. Мы слишком в этом плане скромные и осторожные, а он сам очень хорошо научился с нами играть.

«СП»: — А для чего предлагается установить более высокий возрастной ценз — 40 лет, ценз оседлости — постоянное проживание в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, ценз гражданства - не иметь гражданства иностранного государства?

– Ну это просто. Никаких «мальчиков Коль» – мало ли, люди ж говорят. Никаких эмигрантов из-за рубежа, которые сейчас свалили, но могут через несколько циклов вернуться. Никаких людей с двойным гражданством. Тут-то как раз все логично и, по большей части, правильно.

«СП»: – Судя по всему, большинство белорусов устраивает курс на интеграцию с Россией, но Лукашенко надоел. Кто мог бы стать президентом после Лукашенко?

— На этот вопрос вам никто не ответит. Лукашенко выжег все политическое поле (по крайней мере, пророссийское). Альтернатив ему на сегодняшний день нет. Поэтому жить мы и дальше, вероятно, будем при Батьке. И вопрос в том, позволит ли он нам работать на белорусском политическом поле? Взращивать там пророссийские силы?

– Конституционная реформа – не идея фикс Александра Лукашенко, – уверен политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.

– Он вынужден идти на это, в первую очередь, из-за давления Москвы, которая хотела бы закрепить свое эксклюзивное положение в межгосударственных отношениях. Также изменения законодательства требовала белорусская оппозиция во время протестов, но итоговый вариант реформы вряд ли будет отвечать их политическим запросам.

Белорусская оппозиция хотела бы закрепить положение о суверенитете страны, о европейском пути развития и многовекторности во внешней политике, а также, что самое главное, перейти к парламентской республике. Очевидно, что ничего этого в реформе Лукашенко не будет.

«СП»: – То есть Лукашенко делает это исключительно под давлением Москвы?

– Президента Белоруссии, по большому счету, устраивает нынешний расклад, когда он смог сохранить свою власть, а также провел зачистку оппозиции. Лукашенко хотел бы максимально растянуть процесс изменения Конституции, но частые встречи с российским президентом, вероятно, заставили его ускорить этот процесс.

Можно предполагать, что конституционная реформа в Белоруссии будет идти при тесных консультациях с российской стороной. Мы увидим в белорусской реформе формулировки, которые использовались во время изменения российской конституции – произойдет унификация конституционного законодательства России и Белоруссии. Это будет полезно для углубления интеграции, но оппозиция воспримет эти изменения в штыки.

В Белоруссии после зачистки оппозиции и независимых СМИ недоверие к режиму Лукашенко только выросло. Референдум об изменении конституции будет воспринят с недоверием. Белорусские граждане либо будут голосовать против, высказывая таким образом свой негатив к Лукашенко, либо проигнорируют референдум, не признавая его легитимность.

Даже при зачистке белорусской оппозиции можно предполагать, что референдум будет сопровождаться новыми всплесками протестной активности. Если референдум и конституционная реформа станут началом процесса смены власти в Белоруссии, то Москва сможет улучшить свой имидж в глазах белорусских граждан, выступив инициатором политических перемен.

Было бы полезно, чтобы Москва настояла на проведении массовой амнистии против белорусских политических активистов и журналистов.

«СП»: – А как бы вы оценили саму реформу, предлагаемую Лукашенко?

– В проекте обновленной конституции мы увидим закрепление статуса Всебелорусского народного собрания. Этот орган может стать в дальнейшем местом политической пенсии Лукашенко – по примеру бывшего президента Казахстана Назарбаева, который является председателем Совета безопасности, а также членом Конституционного совета страны.

Ограничение президентских сроков – мера важная, но на постсоветском пространстве эту норму часто обходят. Повышение возраста для кандидата в президенты и ужесточение ценза оседлости – норма, направленная против молодого поколения и против проевропейской оппозиции. Эта норма демонстрирует обострившийся конфликт поколений, который только подчеркивает существование неразрешимых противоречий между молодежью и поколением Лукашенко. Это выглядит так, что молодых хотят отстранить от политики, это геронтократическая поправка.

Лишение части полномочий президента путем перераспределения между другими ветвями власти выглядит полумерой. Нужно либо переходить к парламентской республике, либо не трогать президентские полномочия. Тут видно стремление к тому, чтобы Лукашенко, который, например, возглавит Президиум ВНС, имел полномочий не меньше, чем будущий новый президент с обрезанными полномочиями.

ВНС после реформы даже сможет инициировать импичмент действующему президенту. Этой функции лишится парламент, который станет совсем примитивным и формальным органом.

Какой бы сложной не была конституционная реформа в Белоруссии, нет оснований утверждать, что новый порядок сохранится на долгий срок. На постсоветском пространстве большинство стран пока еще переживают переходной период становления демократии, поэтому конституционные реформы будут частым явлением.

Реформа Лукашенко, принятая без учета мнения оппозиции, не будет принята всем обществом, а значит будет сохраняться запрос на отмену этой реформы в будущем.