Минфин пообещал не допустить перебоев с поставками импортного вина в Россию
На новый российский закон публично отреагировала пока только компания Moet Hennessy, но сама проблема уже вышла на государственный уровень. Представители французского правительства, включая министра сельского хозяйства и продовольствия, обсудят ситуацию с производителями шампанского, чья продукция в России теперь должна маркироваться как игристое вино. Хотя в большинстве других стран шампанским по-прежнему считается только напиток, произведенный в провинции Шампань из определенных сортов винограда и по определенной технологии. И это наименование защищено международными соглашениями.
Редакция Business FM обзвонила нескольких производителей из провинции Шампань. Пообщаться удалось только с представителем компании Louis Roederer — это шампанское Cristal:
«Я секретарь директора коммуникации, и у меня нет мнения по этому вопросу. И я не могу перевести вас на директора, потому что он уехал в Париж этим вечером. Я знаю, что нашего генерального директора, месье Рузо, уже спрашивали по этой теме, и что, к сожалению, он сказал, что тема еще очень «горячая», недавняя, чтобы он мог высказать свою позицию. Все это было анонсировано совсем недавно и, конечно, ему нужно немного подумать, чтобы действительно говорить на эту тему, еще слишком рано».
Принятые поправки, а это весьма обширный документ, трактуют по-разному. Согласно одному мнению, достаточно изменить контрэтикетку, указав, что это игристое вино, а на самой бутылке можно оставить надпись Champagne. Другие говорят, что потребуется новая сертификация продукции.
Импортеры, поставляющие в Россию шампанское, ждут разъяснений от правительства. Комментирует основатель и президент Simple Group, вице-президент «Опоры России» Максим Каширин:
— Мы надеемся, что-то, что нам придется делать, а нам явно придется делать определенные вещи, будет разработано и предложено как быстрый, эффективный механизм обновления тех же сертификатов и так далее. Давайте дождемся следующей недели. Самое главное, что Минфин понимает проблему и активно сейчас ее решает.
— Можно ли в итоге оставлять надпись «Шампань» и где вообще нужно размешать надпись «игристое вино»?
— В законе сказано, что нужно на обратной контрэтикетке писать игристое вино. Там дальше можно поставить точку и написать «Регион Шампань».
Что касается конкретно наименования «шампанское», то в четвертой части Гражданского кодекса есть прямой запрет на регистрацию такого товарного знака в России. Впрочем, принятые поправки вводят понятие «российское шампанское», а это все-таки не товарный знак.
Странно, что такие поправки вообще были приняты, учитывая, что перед вступлением России в ВТО наши законы были приведены в соответствие с правилами организации, отмечает профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Портанский:
Алексей Портанский профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН «Сегодняшнее решение совершенно непонятно, и оно полностью противоречит тем нашим договоренностям — и духу, и букве договоренностей. Букве — это то, что в Гражданском кодексе записано, духу — это то, что мы обсуждали с представителями ЕС, в частности с представителями Франции о том, что мы добровольно откажемся от этого наименования. Я бы еще хотел добавить важную вещь — непонятно, нам авторы этих поправок так и не объяснили, в интересах каких производителей они внесли эти поправки, потому что наши основные производители как раз совершенно не настаивают на том, что им необходим бренд «шампанское». Они развивают свои наименования».
Наверное, французы теперь получили основания для разбирательства по поводу шампанского в рамках ВТО. Но это может затянуться надолго. А тот же Moet Hennessy приостановил поставки прямо сейчас. По данным РБК, на совещании, где обсуждались поправки к закону о регулировании алкогольной продукции, министр финансов Антон Силуанов пообещал, что лично займется этой проблемой. Выходит, как минимум одному человеку в правительстве судьба французского шампанского в России небезразлична.