Лавров удивился, что японцам не нравится освоение Итурупа и Кунашира

Руководство России по-прежнему намерено говорить о принадлежности Курильских островов с Японией. Формально Москва не подвергает сомнению территориальную целостность страны, однако общая линия поведения позволяет Японии бесконечно устраивать спекуляции на эту тему.

Лавров удивился, что японцам не нравится освоение Итурупа и Кунашира
© Свободная пресса

Недавно министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в рамках публичной лекции во Владивостоке выразил недоумение тем, что Токио не нравится активная работа по развитию Курил. «Делу не помогает постоянная такая очень нервная реакция японцев, когда мы развиваем Курильские острова, либо проводим там какие-то учения, либо укрепляем обороноспособность этого нашего рубежа, либо [когда] посещает кто-то из российского правительства острова», - сказал Лавров в стенах Дальневосточного федерального университета. По словам министра, своими действиями Япония срывает подписание мирного договора.

Если разобраться в сути вопроса, то невольно закрадывается сомнение в адекватности российского руководства в этом конкретном вопросе. Есть очевидные факты, которые прямо указывают, что Курилы — неотъемлемая часть России. Это — результат Второй мировой войны, закончившейся безоговорочной капитуляцией Японии. По идее никакой мирный договор не нужен в принципе.

Однако Москва почему-то продолжает дискутировать с Токио по поводу островов. Позиция на протяжении последних трех десятилетий была неизменной: острова не отдадим, но переговоры готовы вести до посинения. Вопрос в том, зачем эти переговоры и разговоры нужны?

Или зачем понадобилась какая-то мутная программа по так называемому «совместному освоению» островов, принятая еще во времена президентства Дмитрия Медведева. Сейчас действует целая федеральная программа, касающаяся развития двух курильских муниципалитетов, что беспрецедентно для России. Денег в пограничные территории вкладывается немало. Зачем нужны японцы, которые, кстати, особо ничего и не вкладывают? Чтобы был предмет для дискуссии?

Замглавы Ассоциации развития Сахалина и Курильских островов, глава Оргкомитета за территориальную целостность и модернизационный прорыв России Иван Кульнев полагает, что претензии Японии имеют в своем основании нерешительную политику Москвы:

- Если бы руководство России захотело поставить точку в территориальных спорах с Японией, то оно это могло сделать очень давно, еще в 2009 году. Напомню, именно тогда японский парламент принял закон, где Курильские острова названы японскими территориями, а власти страны обязывает прилагать все усилия для «возвращения» островов.

По логике РФ должна была выразить решительный протест. Но с тех пор прошло уже около трех десятков встреч разного уровня, были переговоры между Москвой и Токио. Получается, что мы сами разжигаем реваншистские настроения.

Есть еще проблема так называемого «совместного освоения» островов. По сути Россия сама дает возможности для спекуляций.

Да как вообще представить ситуацию, что руководители России посещают Сахалинскую область, после этого японская сторона выдвигает ультиматумы. Закрадывается мысль, что в позиции Москвы есть прорехи, если такое становится возможным.

На каждой встрече говорят о каком-то мирном договоре. Но сам этот вопрос и предполагает передачу островов, то есть подрыв национальной безопасности.

Встает и вопрос, почему среди дней воинской славы нет «дня победы над Японией». Есть дата окончания Второй мировой войны, но победой над Японией это не называют. Хотя, в свое время, было выпущено 1,8 миллиона медалей именно «За Победу над Японией».

Москва почему-то не может жестко потребовать отмены правовых актов, направленных против России.

«СП»: - При этом вся ситуация не исключает построения двухсторонних отношений между Россией и Японией...

- Конечно, надо общаться. Японская общественность не виновата в играх своего правительства, как и мы не виноваты в нерешительной политике руководства страны. Но из-за неясной и невнятной политики Москвы не идет нормальное развитие Курил. Бизнес очень чувствителен к политическим играм. И когда постоянно идут непонятные переговоры, то бизнес не хочет вкладываться. А ведь мы могли развивать туризм на островах.

«СП»: - Есть ли перспективы, что бесплодные переговоры будут завершены?

- Возьмем федеральную программу по развитию Курил. Внешне идут большие стройки, остров Шикотан весь перекопан. Но если подсчитать, то на выделенные деньги каждому жителю островов можно было купить по трехкомнатной квартире в Москве.

Был проект привлечения на острова 400 тысяч туристов в год. Они должны были заходить на Итуруп, потом ехать на Аляску, двигаться по Севморпути. В общем, планы очень грандиозные, но так и остались на бумаге.

На практике мы видим, что с 2009 года состоялось около 30 встреч на высшем уровне, постоянно обсуждают какой-то мирный договор, обсуждение не закрыто. И сейчас растет новое поколение японцев. Их воспитывают в том духе, что чуть ли не СССР скинул атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Так что поставить «точку» в территориальном споре просто необходимо. Надо жестко объявить, что Япония в 2009 году приняла недружественный акт, с этим мириться мы не можем.

Посмотрите, сколько Япония тратит на вооружения. В перспективе не исключен и военный конфликт. Об этом в Москве вообще думать не хотят. Фактически мы своими руками помогаем японцам, и это очень печально.