Кто кого «переобул»: Ельцин, Путин и обратно

С марта наше издание «итожит» российскую государственность после 1991 года под рубрикой «30 лет антисоветской власти». А у тех, кто был у этой власти или при этой власти свой «промежуточный финиш» (например, в «Коммерсанте» - спецпроект «30 лет без СССР», хотя не только там).

Кто кого «переобул»: Ельцин, Путин и обратно
© Свободная пресса

Вот и на сайте «Эхо Москвы» второй зять первого президента РФ (всего таковых зятьёв было три) публикует фрагменты книги «От Ельцина до Путина и обратно» с подзаголовком «30-летию Великой августовской демократической революции посвящается».

О как – Великой! По поводу «революции» спорить не стану, ибо смена экономической формации на противоположную и есть революция: "переворот не увенчается удачей, в противном случае его зовут иначе".

Почему-то подписывается экс-зять экс-президента - Алексеем Дьяченко, хотя он - Леонид Юрьевич Дьяченко. То ли имя не нравится, то ли интернет-поисковики запутывает, в данном контексте не важно. Показательнее не ФИО, не подзаголовок, а заголовок - «Ельцин и те, кто переобулись».

С буквального прочтения можно подумать, что речь про самого Бориса Николаевича, члена КПСС с 1961 года, через 30 лет (опять – тридцать!) примерившего «ботинки» демократического лидера и присягнувшего 10 июля 1991 года «соблюдать Конституцию и законы РСФСР». Потом он «переобулся» на первую Российскую Федерацию, после 1993 года на - вторую и далее частенько не дорожил прежней "обувью" (от «лечь на рельсы» до «дефолта не будет»).

Однако Алексей-Леонид «гонит» не на бывшего тестя, а клеймит «людей успешно работавших в эпоху Ельцина, критикующих сегодня те времена». И называет аж четыре фамилии «оборотней» - режиссёра Михалкова (забывшего о прежней работе на администрацию Ельцина ); политолога Маркова (по версии Дьяченко - был сопредседателем российского подразделения аналитического центра со штаб-квартирой в США); телеведущей Винник (грант «Открытого общества» фонда Сороса – нежелательная ныне организация на территории РФ) и депутата, политолога, телеведущего Никонова. Цитирую про последнего дословно: «Но мы знаем и другого Славу Никонова. Который разрабатывал предвыборные документы для Ельцина в 1996 году. Никогда не ругал США. С удовольствием ездил в Вашингтон… Не пугала тогда Вячеслава Никонова внешнеполитическая «слабость» России».

Я, честно говоря, немножко присел, но вовсе не от «уровня разоблачений». Помнится, как один из нынешних светил отечественной американистики прямо на программе «Право голоса» просветил о «маленьких презентах в 100-200 долларов», получаемых им при посещении США в 90-х годах.

Или впечатления от прочтения доклада Мюллера, где кроме «вмешательства в выборы» содержатся подробности - как, кто и через кого пытался лоббировать интересы российских банкиров по «непопаданию под санкции». Это, чтоб не думалось, мол, всё в прошлом. Короче, ничего нового.

Удивило не то, что рассказал Алексей-Леонид Дьяченко, а, напротив, если оказалось бы по-иному.

В международных отношениях есть два подхода, две теории государственности – декларативная и конститутивная. По первой, закреплённой конвенцией Монтевидео, новому государству при «рождении» признания других не требуется (РСФСР и потом СССР). Признание предполагает суверенитет, но отнюдь не создаёт его, следовательно, не затрагивает прав, приобретённых до признания.

Согласно второй, конститутивной - сверхдержавы настаивают на своём «благословении» каждому, вновь появившемуся «субъекту международного права». Узнаёте Российскую Федерацию? Не забыли, кому звонил Ельцин, куда поехал, где выступил, что произнёс?

Но и сегодня - уши не лопаются от завываний с предложениями «налаживания российско-американского диалога» с «сохранением партнёрских отношений ради глобальной стабильности»? Причём, никто не спешит обосновать, аргументируя, а что же конкретно привнесут Российской Федерации эти самые «отношения»? Какие конкретно национальные интересы соблюдут? Насколько «партнёрство» окажется паритетным, кому – вершки, а кому – корешки?

Вся «недомолвка» в том, что при разделении по беспределу некогда общей собственности, прежде всего, следует озаботиться сохранением «нового порядка». Своим веры нет, ибо у них же «отжали». Поэтому и «международные арбитражи». Поэтому и «иностранные юрисдикции». Поэтому рубль – выкидыш доллара, поэтому «стабильность» вместо «развития». А как же грозная риторика, многополярный мир и всяко-разное такое?

Тоже не просто, а очень просто: кусочек прилавка на чужом рынке (свой-то снесли), по мере увеличения оборота, оказывается тесноватым. Иностранная администрация «расширением» не балует. Во-первых, всё поделено между родными, во-вторых, зачем чужеродным богатеть и усилятся? Возникают скандалы, интриги, иногда – шантаж.

Монополист никогда ничего добровольно не уступает, не для того он "монополизировался" через «слияния и поглощения». Иначе не было бы специальных «антимонопольных служб». Только - принуждение «к разделению». Но для этого надо авторитетной силой обладать или хотя бы решимостью, что чревато колебанием «стабильности».

А это, в свою очередь, уже рискованно «сменяемостью власти». Межвидовая борьба приводит к активизации «внутривидовой» - политические процессы частенько аналогичны биологическим. Американцы – прагматичны, их позиция: умерьте российские амбиции до корреляции с российским хозяйством-экономикой, памятуя, кто чего контролирует - сами же после 1991 года этого захотели…

Впрочем, пора выгребать из глубины глубин - к мемуарам Алексея-Леонида. Когда тот заикнулся о «переобувании», кольнула мысль: неужто на самый верх замахнулся? Ведь, с чьей подачи развернулась анафема «святым девяностым»? Путин гарантировал безопасность семье Ельцина и слово сдержал (в том числе, чтоб не подавать дурной пример, не отзеркалить на преемника). Но кто-то же должен ответить за эпоху «ничтожную по целям и бесплодную по результатам»? А не переводить в разряд «стрелочников» - такого уговора, видимо, не было. Ну не Михалков же, с Марковым, Никоновым и примкнувшей к ним Винник всё провернули?

Мемуарист мог бы и с себя начать (с Bank of New York, со счетов офшора BONY, с фирмы Belka, с сотрудничества с офисом прокурора Нью-Йорка), либо с бывшей супруги Татьяны Дьяченко – дочери Ельцина, давно получивший австрийское гражданство и недавно - императорский чайный сервиз от Путина на День рождения. А «чей» нынче гражданин её третий муж - Валентин Юмашев, бывшей глава Кремлёвской администрации, секретоноситель высшей категории?

Или «переобувание» достойно осуждения не по отношению к стране и государству, а исключительно к персоне Бориса Николаевича? Кстати, навеяло другие воспоминания из книги «От рассвета до заката», авторства генерала Коржакова:

«Ельцин сделал вид, что только сейчас обнаружил запачканные речным песком туфли. Он медленно задрал ногу и бухнул ее прямо в ботинке на стол…

— Адъютант!!!

Толя влетел в салон. Шеф молча указал ему глазами на ботинок. Полковник Кузнецов с пылающим, но непроницаемым лицом снял с шефа испачканную обувь, ее тут же ловко перехватил подоспевший официант Сергей».

Так что Борис Николаевич «переобувался» неоднократно – бывший начальник его службы охраны не даст соврать, помните, как Ельцин погнал Коржакова в 1996 году, несмотря на долгие годы личной преданности ещё со времён «опалы» 1987 года? Золотое правило нравственности: не делай другим то, чего не желаешь для себя. Баланс!

…Когда-нибудь опубликуется истинное «древо государственности» (наподобие генеалогического) со связями-ветвями, протянутыми прочь и в разные стороны от Российской Федерации. И отыскать, среди «сучков» и «перепутавшихся» сановников, собственников, бенефициаров, номиналов, друзей, родственников, любовниц - действительно «российско-подданых» окажется мудрено. А пока радует, что некоторые из них озаботились итогами минувшего «тридцатилетия». По крупицам, по частичкам, по мелочам, глядишь, мозаика и соберётся.

Кроме того, чем клыкастее оскал в том «междусобойчике», тем лучше населению. Во власть стремятся и вылезают наверх особи со специфическими наклонностями (не пойдёт в патологоанатомы боящийся мертвецов). Политическая конкуренция придумана, чтоб властные особи пускали кровушку и грызли друг друга, в противном случае - очень противном - они загрызут остальных.