Войти в почту

«От травли меня спасла учительница по математике»: история одного буллинга

Светлана Моторина, автор книги «Травля: со взрослыми согласовано. 40 реальных историй» собирает истории травли. Она поделилась с нами одной из них.Даше 25 лет, она живет в Москве и работает внештатным корреспондентом, ее статьи публикуются в том числе в «Учительской газете». В моих интервью я всегда пытаюсь понять не только, как все началось и развивалось, но и какой след оставила травля в жизни человека. Когда я договаривалась с Дашей о беседе, меня удивило, что у нее нет ни одного мессенджера. Даша сказала, что они ей не нужны. Как не нужны — подумала я — а как же общаться? Выяснилось, что Даша ни с кем и не общается. Подорвано доверие к миру, а тема школы при этом болит.Я пошла в первый класс в 2002 году. Меня серьезно готовили к школе по модной тогда системе Зайцева. В три с половиной года я уже умела читать. Однако учительница меня не взлюбила. Постоянно стыдила за почерк, трясла моими тетрадями, говорила, что я «хуже всех». Как я теперь уже понимаю, дети считывали этот настрой. Со мной не дружили, я все время была одна. Надо мной смеялись, загоняли в туалет. При этом, травля происходила только в пределах школы. Те же самые дети во дворе относились ко мне хорошо.Мы часто слышим, что надо давать сдачи. Я дралась в ответ каждый день. Ничего не менялось.Семья у меня неполная, я жила с мамой и бабушкой. Я не сразу рассказала, что происходит. Они, конечно, чувствовали, что что-то не так. Как-то во втором классе я, объясняя маме свое место в коллективе, нарисовала на листочке круговую диаграмму, в ней секторами указала все группы детей: «Вот это отличники, их постоянно ставят в пример, это „хорошисты“, до которых никому нет дела, это хулиганы, а вот этот маленький кусок пирога — мы, которые хуже всех и над которыми все время издеваются». Я постоянно ощущала несправедливость и предвзятое отношение.Все четыре года у меня была репутация «колышницы». Меня ни разу не похвалили за учебу. При этом открытых конфликтов с учительницей не было. Я просто жила с абсолютным ощущением того, что я для нее не существую.Когда в конце четвертого класса объявляли оценки, выяснилось, что у я «ударница», и у меня всего одна «тройка», одноклассники вскочили с мест, хотели посмотреть своими глазами: настолько привыкли к навязанной стигме.Перед переходом в пятый класс я думала, что начнется новая жизнь. Но первого сентября нас рассадили точно так же, как сажала первая учительница. И сразу было заметно, что особое внимание уделялось тем же детям, что и раньше. У меня внутри все упало, надежды рухнули.Я поняла, что ничего не изменится — и оказалась права. Вслед за мной в пятый класс перешла моя характеристика, составленная учительницей младших классов.Травить меня стали еще сильнее. Появились гаджеты, социальные сети, подключился кибербуллинг. Снимали избиения, издевательства надо мной, выкладывали в Сети. Я пыталась решать свои проблемы наивно, по-детски — ходила хвостом за нашей классной, лишь бы не оказаться один на один с одноклассниками.Однажды мама случайно узнала, что классная собирала подписи на коллективном письме, чтобы убрать меня из школы (есть в распоряжении редакции — прим. CJ). В письме было сказано, что я провоцирую конфликты, хулиганю, то есть, не меня травят, а я всех травлю. Каждая ситуация, когда меня били или тыкали в меня циркулем, а я давала сдачи, выворачивалась так, что зачинщицей была я. Меня защитила завуч, я осталась в школе.В седьмом классе завуч скоропостижно умерла. Буквально через пару недель классная написала на меня докладную записку о том, что я прогуляла полгода, и эти пропуски никак не оформлены (есть в распоряжении редакции — прим. CJ). На самом деле все было подтверждено справками из поликлиники и мамиными заявлениями.Подключили социального педагога. Сделали запрос моей характеристики в музыкальную школу. Маме угрожали органами опеки. Пришлось брать в поликлинике дубликаты всех прошлых справок. Скандал вышел на уровень нового завуча, та в итоге извинялась перед мамой. Ситуацию замяли. Этого хватило на несколько месяцев.Через полгода произошла ситуация, которой классная попыталась воспользоваться. На уроке английского языка одноклассник ударил меня головой о парту. Мне зашивали губу. Маму вызвали в школу, сказав, что я сломала мальчику руку.Она позвонила родителям мальчика и выяснила, что мальчик здоров, руки целы. Мама пошла в школу, просто потому, что ей стало интересно, как же классная все это вывернет. Учительница, видимо, была настолько недальновидна, что даже не подумала, что мама может позвонить, выяснить ситуацию.В итоге она все свалила на мальчика, перевела разговор на другую тему. Позже, когда мама распутывала весь этот клубок интриг, оказалось, что в школу был звонок из поликлиники, где мне зашивали губу, и учительница вот так решила прикрыть школу, по сути дела, подставила администрацию. Завуч перед мамой извинилась, устроила классной полный разнос, но дальше та продолжила работать, как ни в чем не бывало.Прекратила мою травлю учительница по математике. Она была очень яркая, ее обожали все дети. В том числе и я. Я даже больше скажу, я из школы не уходила и терпела все только потому, что любила эту учительницу. Но именно по математике у меня была «тройка» в начальной школе. Плюс, я, как уже говорила, в начале пятого класса поняла, что мне хорошего отношения не светит.Мое детское обожание педагога было безответным. Желания учиться по предмету не было никакого. Дошло до того, что математику я не знала настолько, что на контрольных сдавала чистые листы. Однажды у меня с ней случился конфликт. Наслушавшись классную, она за что-то меня отчитала.Я так расстроилась, что побрилась налысо. Потом так и ходила лысая полгода. Видимо, это был мой немой протест.Поворотным моментом стала случайная встреча учительницы и моей мамы в школе. Они разговорились. Мама рассказала про мою к ней любовь как к педагогу. Она стала проявлять внимание, общаться со мной и пресекать нападки детей. Перемены случились моментально. Меня наконец-то перестали бить, издеваться, по крайней мере, открыто. У меня появилась «крыша». Оставшиеся годы прошли спокойно. Меня больше никто не трогал.Мои отношения с математикой тоже постепенно наладились. Учительница стала позволять мне переписывать работы, дополнительно отвечать. По итогам средней школы ГИА по математике я завалила, меня не должны были брать в десятый класс. Но учительница дала мне шанс, заступилась за меня перед администрацией, и меня оставили в школе. Это был свет в окне. Я вдохновилась так, что оставшиеся два года обложилась учебниками по математике, репетиторами, можно сказать, выучила предмет с нуля и даже поступила на «бюджет» на физико-математический факультет.Прошло восемь лет, но травма осталась. Ничего не забыто.Сейчас я работаю корреспондентом, пишу о школе. Пытаюсь разобраться, что сделать, чтобы школа повернулась к ребенку лицом. Одно из явных последствий травли — я очень неуверенная в себе, мнительная, почти ни с кем не общаюсь, только с мамой. Я пишу статьи, поэтому на работе достаточно общаться с главным редактором. Я панически боюсь своих ровесников, боюсь заводить с ними отношения. Я до сих пор не доверяю людям, внешнему миру, постоянно жду подвоха.История Даши — одна из множества похожих. За последние два года мне удалось поговорить с сотнями жертва буллинга. Основной вывод, который я сделала: травлю всегда запускают или допускают взрослые. Конфликт перерастает в травлю только из-за равнодушия учителей, школьной администрации, родителей.В 2019 году агентство «Михайлов и Партнеры. Аналитика» выяснило, что 52 процента школьников так или иначе подвергались травле (а по данным, которые озвучивала Екатерина Мизулина, и того больше — 72 процента детей столкнулись с буллингом). Согласно исследованию, проведенному по инициативе Яндекса «Я-учитель», 75 процентов учителей находятся в состоянии профессионального выгорания, 38 процентов — в острой фазе.Причина того, что травля стала таким массовым явлением в российских школах, — отношение к ней школы и общества. Школе выгодно травлю не признавать.Общество в своем большинстве до сих пор относится к буллингу предвзято, стыдя и виня жертву. Сказывается менталитет Спарты, сформированный трагичными событиями, одно за другим безжалостно деформирующими жителей нашей страны в течение последних ста лет.Психолог Людмила Петрановская в своих интервью часто говорит, что чтобы вылечить национальную травму, требуется не менее четырех поколений. Пятое — это нынешние дети и подростки. У них есть шанс на исцеление. У нас, взрослых, видимо, уже нет.Еще почитать по теме:«Люди почему-то верят, что с ними что-то не в порядке»: история создания спектакля о буллингеОткуда берутся изгои? Отрывок из романа о буллинге в школе «54 минуты. У всех есть причины бояться мальчика с ружьем» [data-stk-css="stkhiz2j"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px } «Дети не должны и не могут сами с этим справиться». Эксперты рассказали, как помочь детям справиться с травлей [data-stk-css="stkdxNdU"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } Кто мы такие и где нас читать?ведь у нас есть не только сайт! [data-stk-css="stk0h5_w"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-image: url('https://chips-journal.ru/files/setka/2021-01-18/6005b4583e66c.png'); background-position: 50% 50%; background-repeat: no-repeat; background-size: contain } [data-stk-css-m="stkbCXFD"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { background-image: url('https://chips-journal.ru/files/setka/2021-01-18/6005b4583538a.png'); background-position: 50% 50%; background-repeat: no-repeat; background-size: contain } [data-stk-css="stkYPxIb"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { color: rgba(0, 0, 0, 0.5) } [data-stk-css-m="stkavAHg"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 16 } [data-stk-css="stk-NpQR"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 20 } [data-stk-css-m="stkv00pY"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) {} [data-stk-css="stkdK1Yn"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 20 } [data-stk-css-m="stkfh1-z"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) {} [data-stk-css="stk0qHtN"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 20 } [data-stk-css-m="stkFrUvt"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) {} [data-stk-css="stkgpP91"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 20 } [data-stk-css-m="stkqWoT3"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) {} [data-stk-css="stkcOfPQ"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: #f4f6f7; border-radius: 20px } [data-stk-css="stkp1ZDb"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { margin-top: 12px; margin-bottom: 7px; margin-right: 27px; margin-left: 27px; color: #c0c0c0 } [data-stk-css="stkf8K3h"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 20px 20px 0 0; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkkdiM-"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkt_-1P"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkt_-1P"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkkdiM-"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px }

«От травли меня спасла учительница по математике»: история одного буллинга
© CHIPS journal