Войти в почту

БелАЭС подзаработает на Украине с запуском на полную мощность

БелАЭС создает Минску базу для развития промышленных производств и крупных потребителей электроэнергии. Кроме того, остаются точки роста для экспорта энергии соседям, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. 

БелАЭС подзаработает на Украине с запуском на полную мощность
© ФБА "Экономика сегодня"

За счет работы первого энергоблока Белорусской АЭС Минск уже сэкономил 100 млн долларов на закупках российского газа, импорт которого сократился на 800 млн кубометров. Белоруссия планирует продолжить наращивать потребление электроэнергии, заявил замминистра энергетики страны Михаил Михадюк.

БелАЭС энергично разгоняется

Предполагается, что БелАЭС позволит в два раза сократить затраты газа на производство электроэнергии, по крайней мере, если мы говорим про нужды самой республики. Фактически можно говорить о том, что Белоруссия сократит потребление газа порядка на 5 млрд кубов.

БелАЭС пока работает не в полную мощность – белорусская сторона отчиталась за относительно небольшой период времени. После завершения комплектации, на БелАЭС будут работать два энергоблока с реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт.

В текущем году Минск сможет сэкономить около двух млрд кубометров. Этот объем «Газпром» с легкостью заместит за счет многократного роста поставок по другим направлениям.

«Для Минска, это, безусловно, большой плюс, чего не скажешь о Москве. Но, очевидно, что одновременно соблюсти интересы Росатома и «Газпрома» в данной ситуации невозможно, объясняет Александр Фролов. - Белоруссия никогда не была одним из крупнейших направлений поставок газа, к тому же она покупает российский газ по самой низкой цене из всех зарубежных партнеров. Сейчас цена газа составляет порядка 120-125 долларов за тысячу кубометров».

Если взглянуть на последние многолетние рекорды, которые демонстрируют биржевые площадки в Европе, то станет очевидно, что белорусы покупают примерно в три раза меньше, остальных европейских потребителей.

В целом проект БелАЭС крайне выгоден для Белоруссии, отмечает эксперт, тем более, он создает базу для развития промышленных производств и крупных потребителей электроэнергии. Кроме того, остаются точки роста для экспорта энергии соседям.

Предрассудки Литвы оставляют ее без доступного электричества

Когда обсуждались возможности импорта электроэнергии Белоруссии, речь шла о потребителях внутри энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва). В результате, именно прибалтийские страны, особенно партнеры в Литве, начали активно высказывать свои сомнения, касающиеся вопросов безопасности БелАЭС. 

«Подобные опасения выглядели несколько надуманно и даже комично, учитывая ряд входящих обстоятельств. Очевидно, что ни одна атомная электростанция не запускается без оценки МАГАТЭ, поэтому к Вильнюсу были вопросы, имеются ли там специалисты, подготовленные лучше сотрудников МАГАТЭ и Росатома. Или же подобная риторика преследовала цель получить некоторые политические результаты», - рассуждает Фролов.

У Литвы сложные взаимоотношения с атомной энергетикой. Из состава Советского союза эта страна вышла с крупной Игналинской АЭС. После вступление Литвы в Евросоюз, одним из условий дальнейшей интеграции было закрытие атомной электростанции. В результате, из энергопрофицитной страны Литва стала энергодефицитной, вынужденной закупать электроэнергию у своих соседей – в первую очередь, у Российской Федерации.

«По итогам 2020 года Литва стала крупнейшим рынком сбыта для российской электроэнергии. В целом наличие России и Белоруссии является гарантией стабильности энергосистемы Литвы. Только политические соображения местных политиков заставляют Вильнюс выступать против энергии из Минска», - подчеркнул эксперт.

Прерывистый рынок сбыта Украины

Белоруссия могла бы посмотреть на другой рынок сбыта – украинский. Как показывает практика, когда приходят холода и открывается отопительный сезон, Украина готова рассматривать поставки и российской, и белорусской электроэнергии.

«В середине 2019 года в украинской электроэнергетике стали внедряться рыночные механизмы. Фактически появился рынок электроэнергии, который очень быстро понял, что импорт энергии из России и Белоруссии обходится гораздо дешевле, чем прямые поставки от собственных производителей. В этой связи импорт запретили», - отметил Александр Фролов.

На Украине существуют две крупные энергосистемы: одна доминирующая Объединенная энергетическая система Украины (ОЭС) и Бурштынский энергоостров, который включает в себя несколько электростанций и по сути синхронизирован с европейской энергосистемой.

В свою очередь ОЭС синхронизирована с энергосистемами России и Белоруссии, импорт от которых и был запрещен.

Вокруг энергорынка бьются как минимум две крупные группировки с диаметральными интересами.

«Одна группа представлена крупными потребителями электроэнергии: например, ферросплавными заводами Игоря Коломойского, которым нужно дешевое электричество. Вторая представлена непосредственно производителями электроэнергии, одним из ярких представителей которых является Ринат Ахметов. Эта группа заинтересована производить энергию и выгодно ее продавать», - рассказывает Фролов.

Из-за внутренних дрязг на украинском энергорынке импорт российской и белорусской электроэнергии уже неоднократно разрешали и запрещали вновь, буквально в зависимости от погодных условий.

Сейчас украинское Минэнерго возглавляет бывший топ-менеджер «Энергоатома» - государственной компании, которая занимается эксплуатацией АЭС и поставками электроэнергии. В конце мая Украина вновь запретила импорт российской и белорусской электроэнергии, на этот раз до 1 октября 2021 года.

По большому счету, у Белоруссии есть фактически гарантированный, хотя и прерывистый, рынок сбыта в лице Украины. Однако, вполне вероятно, что украинский рынок для Минска будет функционировать лишь до 2023 года, поскольку Киев до сих не отказывается от полной синхронизации с европейской энергосистемой.

Для реализации собственной электроэнергии Белоруссии следует развивать внутренний рынок крупных потребителей, а также прорабатывать вариант частичного импорта электроэнергии в Россию, заключил эксперт.