Европа может ввести санкции против белорусской калийной промышленности

Агентство Bloomberg со ссылкой на официального, но неназванного представителя ЕС сообщает, что Европа рассматривает введение санкций против белорусского калия, и новый пакет будет готов к началу лета.

Европа может ввести санкции против белорусской калийной промышленности
© BFM.RU

Калийные санкции для Белоруссии могут стать серьезным ударом. Белоруссия — один из главных производителей этого товара в мире наряду с Канадой, США и Россией. И экспорт калия для Минска — серьезнейшая статья дохода. В прошлом году он принес Белоруссии почти 2,5 млрд долларов. Правда, на долю Европы пришлось лишь около 200 млн долларов.

Но если вслед за ЕС белорусский калий перестанут покупать и другие страны, то это будет для Минска как минимум неприятно. Сейчас основные покупатели этого белорусского товара — Бразилия и Индия. Вероятно, они не будут обращать внимание на европейские санкции. Что же касается поставок удобрений в Европу, то вполне вероятно, что туда пойдет все тот же белорусский калий, но прошедший через Россию, предполагает рыночный аналитик Владимир Рожанковский.

Владимир Рожанковский рыночный аналитик «Чем можно заменить [белорусский калий]? Во-первых, нашими российскими удобрениями, что выглядит довольно странно, в контексте того, если против Беларуси объявить эти санкции, а против России не объявить. Тогда Беларусь сделает реэкспорт своих калийных удобрений в пользу того же «Уралкалия». И «Уралкалий» его просто экспортирует обратно в Европу под видом своих собственных удобрений. Примерно этим занимается Украина, когда она делает реимпорт российского газа из Польши».

Еще есть вопрос с поставками белорусского топлива, которое тоже идет в Европу. Тут, правда, несколько иная ситуация. Свое небо для Белоруссии закрыла Литва, причем она официально сделала это первой. И это повод для Лукашенко воплотить в жизнь свою угрозу — прекратить отправку бензина через литовский порт Клайпеда. А для Литвы это серьезная статья дохода. Лукашенко грозился остановить транзит еще после прошлогодних белорусских протестов, поддержанных прибалтийскими странами.

Остановить транзит Лукашенко собирался тоже с помощью России — перенаправить белорусское топливо через нашу Усть-Лугу в Ленинградской области. Кстати, уже есть соглашение, согласно которому Белоруссия будет транспортировать через Россию примерно 3 млн тонн топлива в год. А в марте даже сообщалось о первой поставке 3 тысяч тонн. И, вероятно, этот вопрос на встрече в Сочи будут обсуждать Лукашенко и Путин. Комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Вопрос, наверное, в условии. Каждая сторона сейчас попытается использовать ситуацию в свою пользу. России можно говорить о том, что теперь эти операции более рискованные, поэтому стоить они будут дороже, поэтому, пожалуйста, покупайте нашу нефть дороже, чем было раньше. А Минск, наоборот, скажет, что теперь мы все в одной упряжке — и вы под санкциями, и мы под санкциями, поэтому вы не можете остановить поставки и сделайте нам дополнительную скидку — мы как прежде вам платить не будем».

Правда, официально Лукашенко заявил о другой теме переговоров. По его словам, он будет обсуждать с Путиным вопрос о возможных санкциях против российских компаний. То есть, если ЕС введет против Минска топливные санкции, то это может затронуть и Россию, и нужно будет что-то придумать. Что можно трактовать как отеческую заботу Лукашенко о российском нефтегазовом секторе, от которого критически зависит белорусская экономика. А еще одна возможная тема для разговора — это строительство белорусского терминала в Усть-Луге. Лукашенко уже заявлял об этой идее. Возможная помощь России в экспорте калия, белорусский оплот в Ленинградской области — чем не проявление самой братской дружбы? С ней любые санкции не страшны.