Володин позвал Госдуму на «войну» с пальмовым суррогатом
В ходе одного из последних заседаний Госдумы ее председатель, Вячеслав Володин, выразил озабоченность ситуацией, складывающейся в России вокруг пальмового масла. Его, в частности, обеспокоил тот факт, что, несмотря на решение об отмене с 1 ноября 2019 года льгот по НДС для этого товара, его поставки в страну продолжают увеличиваться.
За последние 15 лет, констатировал Володин, объем ввозимого пальмового масла вырос в разы. И это, действительно, так. Если в 2001 году совокупный объем этого импортируемого продукта составлял всего 261 тысячу тонн, то по итогам 2019 года он достиг рекордных значений в 1,06 миллиона тысяч тонн.
При этом только в январе прошлого года, согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики, объем импорта пальмового масла в Россию вырос на 103,9% к уровню января 2019 года. А в январе года нынешнего этого продукта завезли еще на 118,8% больше.
На этом фоне председатель Госдумы предложил депутатам обсудить, с чем это связано, зачем это делается, и какой вред при этом наносится.
«Учитывая, что в любом случае это вопросы, имеющие отношение к Министерству финансов, потому что ввоз, налогообложение - это ваша тема, раз уж у нас разговор откровенный пошел, может быть и в этом вопросе вы подготовитесь, а потом мы соберем представителей разных ведомств и поговорим, к чему это может привести и почему это делается. Кто здесь инициатор всего этого, потому что, со своей стороны, Дума приняла необходимые решения для того, чтобы убрать стимулирование этих процессов и отменить льготы. Но от того ситуация не поменялась", - обратился, в частности, Вячеслав Володин к замглавы Минфина Алексею Сазанову.
А действительно, кто же «инициатор всего этого»?
Не та же же самая Госдума под председательством того же Вячеслава Володина в 2017 отклонила целый ряд законопроектов от представителей всех парламентских фракций, включая «Единую Россию», которые были призваны так или иначе ограничить ввоз и использование в России пальмового масла, о чем в свое время сообщала «СП».
Кроме того, Россия часто предоставляет кредиты под закупку своей военной техники. Например, на подобной основе мы поставляем комплексы С-400 в Турцию.
«Точно так же наша техника продается в Бирму, Индонезию и Малайзию. Но и с их возвращением есть трудности. Индия и Малайзия, например, оплачивают свои кредиты пальмовым маслом, которым у нас сейчас завалена вся страна», – напомнил недавно доктор исторических наук, профессор Московской высшей школы Борис Шмелев.
Учитывая все это, есть ли хоть какие-то основания полагать, что борьба с пальмовым маслом, объявленная, по сути, Вячеславом Володиным, окончится успехом сейчас?
- - Россия является одним из мировых лидеров по закупкам пальмового масла, но при этом какого-то «взрывного» роста в тех сферах, где оно абсолютно логично и нормально применяется, не наблюдается, - признал в беседе с «СП» бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия, доктор экономических наук Леонид Холод. – Во всем мире его используют обычно для мыловарения и в кондитерской сфере, а у нас его пихают, куда ни попадя. Но надо понимать, что под этим «куда ни попадя» скрываются вполне себе серьезные экономические интересы, поскольку этот продукт позволяет очень-очень сильно удешевить и при этом увеличить объемы производства многих продуктов, в частности – молочных.
И эту ситуацию назвать нормальной нельзя, потому что к нам завозится еще и так называемое техническое пальмовое масло, из которого нередко делают маргарин и спреды. Эта субстанция, осложненная до твердого состояния, выглядит как превосходное сливочное масло, но отнюдь не полезна для здоровья, поскольку является канцерогеном.
«СП»: - Так почему же поставки-то растут, раз такое дело? И ведь даже отмена льготного налогообложения не помогает.
- Во-первых, это серьезная экономическая выгода. Во-вторых, десятипроцентный рост НДС после отмены льготного налогообложения был амортизирован ценами поставки. Ведь никто же не запрещает играть ими, можно, например, качество импортируемого продукта еще ухудшить, чтобы этот шаг компенсировать. Так что эта мера, конечно, и дестимулировала слегка поставки пальмового масла, но полной преградой стать не смогла.
Так что не могу сказать, чем в итоге закончится призыв председателя Госдумы разобраться с пальмовым маслом, но отмечу, что исследования рынка надо бы провести. Нужно выяснить, что и из какого сырья у нас делается. Хотя бы для того, чтобы россияне знали – ввозится в страну столько-то и такого-то пальмового масла, из которого столько-то идет в кондитерское производство, столько-то используется для производства заменителя молочного жира для тех или иных продуктов, столько-то еще туда-то и туда-то. Чтобы люди знали, наконец, какие продукты на полках полезны, а какие нет.
«СП»: - А они не знают?
- У нас это «серая» зона. Что куда идет, сколько и чего конкретно, какого качества ввозится – совершенно не ясно, но деньги при этом, я вас уверяю, тут крутятся очень хорошие. Пальмовое масло же пихают, как я уже говорил, во все мыслимые и немыслимые продукты, причем зачастую не указывают этот факт.
А это, на минуточку, уже попахивает мошенничеством или как минимум злостным обманом. Потому что потребителя обманывают не только с составом, но и со стоимостью продукции. Вот вы приходите в магазин и покупаете, скажем, сливочное масло за 120 рублей, а в его составе – дешевый заменитель молочного жира или вообще непонятно что. Ну, пишите тогда уже честно, из чего это «масло» сделано, и ставьте ценник соответствующий. Вот с этим нужно бороться.
«СП»: - А с самим пальмовым маслом как бороться, если оно вредно для здоровья?
- Как минимум таможенными мерами. Не упражняться, скажем, с налогом на добавленную стоимость внутри страны, а повышать ввозные пошлины. А таможенная сфера, налоги и сборы входят как раз в зону ответственности Министерства финансов, так что тут обращение Володина к Сазанову, пожалуй, вполне логично.
- Ключевая причина того, что творится сейчас с поставками пальмового масла в Россию, заключается в том, что результаты затрат наших домохозяйств на продовольствие выглядят весьма удручающе, – напомнил «СП» профессор Института экономики РАН Иван Стариков. – Согласно методике европейской Организации экономического сотрудничества, если они достигают 35% общего бюджета, то это показатель бедности. В Росси же только по официальным данным за прошлый год, составил 43%. В реальности, думаю, он был еще выше, около 50%.
В таких условиях, как это ни парадоксально прозвучит, пальмовое масло, даже учитывая его весьма невысокое качество, единственное, что позволяет с помощью суррогатов восполнить дефицит калорий на столе россиян. Отказ от него приведет к неприемлемому для граждан росту цен на молочную и молокосодержащую продукцию. Они ведь упираются в покупательский спрос населения, доходы которого падают восьмой год подряд.
Что же, на фоне этих слов экспертов призыв Вячеслава Володина навести порядок с пальмовым маслом в стране выглядит максимум как борьба Дон Кихота с ветряными мельницами. Или, что гораздо ближе к реалиям, как предвыборный пиар-ход члена Бюро Высшего совета партии «Единая Россия».