Крымские вояжи импортных политических тараканов
Объявив, что «в арсенале западных лидеров появился новый феномен – фейковая, а порой и фриковая дипломатия» министр иностранных дел России Сергей Лавров разъяснил сущность только первой части. По его словам, на Западе «всё шире используется изобретение различных небылиц, выдвижение обвинений, доказательства которых предоставлять высокомерно отказываются, да их, судя по всему, и нет».
Министр совершенно прав: информационное пространство под завязку забито фейками от всех участников текущих политических баталий. Помните рыдающую кувейтскую девочку, рассказавшую, как на её глазах палачи иракского диктатора Саддама Хуссейна швыряли на пол новорождённых младенцев? Уже после разгрома Саддама выяснилось, что душераздирающую историю сочинило американское пиар-агентство Hill & Knowlton, а озвучила дочь посла Кувейта в США. Таким же враньём оказался сюжет российских «Вестей» о распятом мальчике в Славянске, который придумал российский пиарщик Александр Дугин.
Относительно использования в дипломатических играх фриков (в переводе с английского freak – уродец), то есть скандальных и экстравагантных политиков с нулевым влиянием, сложнее. Лавров о них не сказал ничего. И не зря: подобных персонажей Кремль использует регулярно и раз за разом выставляет себя на посмешище.
Один из участников фрик-шоу засветился прямо перед обличительной речью Сергея Викторовича. «Известия», «Московский комсомолец» и «Лента.ру» опубликовали тексты под общим заголовком «В Норвегии признали право Крыма вернуться в состав России». О том же сообщили РИА «Новости», «Парламентская газета», агентство «Регнум» и много кто ещё.
Судя по восторгам журналистов, речь идёт как минимум о выступлении премьер-министра или короля северной страны. Однако достопочтенный Хендрик Вебер не член правительства, не парламентарий и не лидер крупной политической партии. Он скромный муниципал и глава клуба «Народная дипломатия–Норвегия», который создал четыре года назад вместе с супругой. Едва учредив клуб, господин Вебер отправился в Крым, потом побывал там аж 12 раз, опубликовал идейно выдержанную книгу, но толку от этих визитов нет и не предвидится. Потому что влияние «народной дипломатии» в Норвегии трудно различимо без электронного микроскопа. Недаром Вебер самокритично признал, что его компания «политики низшего уровня».
Если «низшего уровня», то с чего такие восторги? Традиционное подхалимство перед иностранцами? Или визиты организованы щедрой российской стороной? Прецеденты имеются. Вояж в Симферополь американских общественников организовал тесно связанный с администрацией «Дом дружбы народов». Враги злорадно хихикали: трудно удержаться от смеха при виде попыток выдать за влиятельную политическую силу десяток пенсионеров, именующих себя «Глобальной сетью против оружия и ядерной силы в космосе».
Председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов, мемуары которого Вебер обещал перевести на норвежский, не без раздражения заметил, что подобные поездки ничего не изменят в отношении к республике наших заклятых друзей. Я бы добавил: за исключением доходов некоторых участников шоу – они могут существенно измениться в лучшую сторону. Даже если их разоблачают как прохвостов и самозванцев.
На референдуме о статусе Приднестровской Молдавской республики 17 сентября 2006 года агентство «Регнум» торжественно представило бельгийского депутата Европарламента Люка Мишеля. Приятель будущего папы «распятого мальчика» Дугина мсье Люк горячо поддержал стремление ПМР к независимости, потом отработал на выборах в непризнанной Абхазии, но затем случилось страшное. Выяснилось, что никакой он не европарламентарий, а даже в муниципальные депутаты не избирался. Лучший результат мишелевской «Всеобщей национал-европейской партии» (звучит чуть скромнее «Глобальной сети против ядерной силы в космосе», но круче «Народной дипломатии») 1,39% голосов – меньше статистической погрешности.
Скандал с Мишелем и его подельниками, также косившими под солидных парламентариев, изрядно обозлил первых лиц России. Начальник президентского управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами соучредитель «Регнума» Модест Колеров даже лишился своего поста. Но прошло всего семь лет, грянул крымский референдум, и кто там в первых рядах международных наблюдателей? Ну конечно неунывающий старина Люк, у которого почтительно берёт интервью Первый канал!
Политика — искусство возможного и если есть возможность использовать в качестве лоббистов хоть ультраправых, хоть ультралевых — шансы упускать не стоит. Когда Кремль сотрудничает с французским «Национальным Фронтом» или немецкой «Альтернативой для Германии», это нормально. Поскольку речь идёт о реальных партиях с многочисленными депутатами и миллионами сторонников, а не о фриках и жуликах.
Советский Союз в 1920-е годы организовал эффективное военное сотрудничество с либеральной Веймарской республикой в Германии, одновременно наладил отношения с фашистским режимом Муссолини в Италии и в итоге вынудил остальные страны Европы отказаться от курса на политическую изоляцию восточного соседа. Однако вряд ли Ленин и Сталин добились бы успеха, сделай они ставку на откармливание импортных политических тараканов до размера слонов.