Юридическая война Запада против РФ стоит десятки миллиардов долларов
Запад продолжит использовать против России различные юридические инструменты, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доктор исторических наук, проректор Московской высшей школы Борис Шмелев.
Министр юстиции РФ Константин Чуйченко заявил об объявленной России юридической войне.
Внешнеполитическая обстановка на «юридическом фронте» тяжелая, а РФ должна защищаться и периодически наступать – наиболее одиозным событием Чуйченко назвал дело ЮКОСа по взысканию с Москвы более 50 млрд долларов.
Юридическая война набрала обороты
В Нидерландах продолжаются разбирательства по иску экс-акционеров ЮКОСа, обстоятельства складываются не в пользу России. Грядет рассмотрение дела в Верховном суде Нидерландов.
Апелляционный суд Гааги во второй раз вынес решен решение в пользу экс-акционеров ЮКОСа после того, как первый вердикт был отменен верхней судебной палатой, но дело идет к признанию текущей позиции в Нидерландах.
Вторым прецедентом являются действия Амстердама по делу MH17. Нидерланды организовали специальный трибунал и пытаются признать виновными четырех физических лиц, а через них подвести мостик к обвинению России.
Амстердам не смущает большое число нарушений на процессе и спорная позиция обвинения.
На этом трибунале инсинуации Нидерландов не закончатся – Амстердам подал в ЕСПЧ иск против Москвы по MH17, где, как полагает юрист-международник Алексей Исполинов, имеет шансы создать проблемы Москве.
В Высоком суде Лондона «утонул» суверенный долг Украины России на 3 млрд долларов. Украинские аргументы смехотворны, но британские судьи под разными предлогами уклоняются от итогового решения.
Отдельным направлением являются постоянные споры европейских энергетических компаний с «Газпромом». Есть антиправовое решение Стокгольмского арбитража по спору между «Газпромом» и «Нафтогазом».
Шведы оштрафовали «Газпром» на 4,6 млрд долларов, по-разному применив принцип «качай или плати».
«Нафтогаз» был выведен шведами из-под его действия на основании проблем украинской экономики, а против «Газпрома» он был применен в полном объеме. «Газпром» в 2019 году согласился с решением Стокгольма ради продолжения транзита газа в ЕС.
Существуют американские и европейские санкции против в РФ вместе с проблемой неоднозначной трактовки международных соглашений.
Международные соглашения не защищаются ГПК, УПК, конституциями и другими традиционными атрибутами национального права. Все решения по спорным эпизодам выносятся судами ad hoc или третейскими палатами.
Они в основном сосредоточены в Западной Европе, и на них накладывает отпечаток общезападная политика по России.
Запад взял право на вооружение
«Юридическая война выражается в стремлении Запада заставить Россию действовать в удобном для себя направлении. Для этого на Западе активно применяются юридические методы», - констатирует Шмелев.
Такие судебные разбирательства являются составной частью холодной войны, которую мы наблюдаем в отношениях России и Запада.
«Удивляться тут нечему. Россия вошла в мировое сообщество и приняла значительное число обязательств, включая правовые, а до недавнего времени мы признавали в Конституции РФ примат международного права над российским», - заключает Шмелев.
После летнего голосования по поправкам в Конституцию РФ данное положение части 4 статьи 15 Конституции РФ получило ограничение.
«Юридические обязательства РФ позволяли западным компаниям и государственным институтам оказывать мощное давление на Москву и с помощью правовых методов добиваться изменения ее политической позиции», - резюмирует Шмелев.
Существует классическая формула: «право есть возведенная в закон сила».
«Юристы с этим не соглашаются, отрицают этот сформулированный еще в Средние века термин, но он продолжает действовать. Из-за этого многие правовые решения определяет баланс сил и интересов», - констатирует Шмелев.
Международные суды выносят многие решения не в пользу России. Они обязывают Москву им подчиниться, благодаря чему создаются правовые силы для склонения российской стороны силой к нужному Западу сценарию.
«Таким образом, открывается дорога к аресту российского имущества за рубежом – такие прецеденты уже были, и это может привести к большой напряженности в наших отношения. Москва на такие действия будет реагировать адекватно и накладывать ответные аресты на имущества фирм из задействованных в этом процессе стран на территории РФ», - заключает Шмелев.
Проблема заключается в несоразмерности возможностей. Нидерланды через европейскую правовую систему могут дотянуться до таких проектов как «Северный поток – 2», а в пределах досягаемости российской юстиции находятся меньшие активы.
«Все это ведет к нарастанию конфронтации, а возможности к урегулированию этой проблемы в правовой сфере не прослеживаются. Договориться в Западом нам будет очень и очень непросто», - резюмирует Шмелев.
На Западе воспринимают юридическое направление в качестве козыря в отношениях с РФ. Ситуация может измениться только в случае значительного реформирования международных отношений.
Только пока этого не просматривается, поэтому данный тренд продолжит развиваться.