La Croix (Франция): Валери Жискар д'Эстен, основоположник Европы, с непростой судьбой
Европейский зал Славы принимает политического деятеля и незаменимого инициатора проекта европейского сообщества. Валери Жискар д'Эстен, в отличие от своих предков, отцов-основателей, не был обеспокоен послевоенным периодом и важностью построения мирной Европы. Тем не менее он оставил после себя значительную политическую работу.
Для Европы, для Франции
Таким образом, его мандат на посту президента Республики (1974-1981) отмечен основополагающими действиями. С самого начала своего пребывания в должности Валери Жискар д'Эстен сблизился с канцлером Германии Гельмутом Шмидтом с целью создания Европейской валютной системы, завершенную в 1979 году. Он предвосхитил создание Европейского совета во время саммита в Лондоне в 1977 году, орган, который по сей день объединяет глав государств и правительств. Он также настаивал на проведении первых выборов в Европейский парламент всеобщим голосованием в 1979 году.
«После нескольких десятилетий голлистского мышления молодой президент внес изменение в европейских обязательствах», — объясняет Кристиан Лекен, специалист по ЕС из Института политических исследований. «Валери Жискар д'Эстен, который придерживался мысли о том, что Франция является средней державой, не был полным федералистом, но либералом, который рассматривал Европу как средство максимизации национальных интересов при политической стабильности и свободой торговли, которые позволят утвердиться перед всем остальным миром», — добавляет эксперт.
Душа теоретика
Это видение Европы Валери Жискар д'Эстен горячо отстаивал после прихода в Елисейский дворец. Родившийся в немецком городе Кобленце, он продолжал культивировать рейнский тропизм. Он сохранил привилегированные отношения с Гельмутом Шмидтом, с которым он основал Комитет Европейского валютного союза. Их работы позже будут использованы для проекта Экономического и валютного союза, разработанного в 1988 году Жаком Делором, председателем Комиссии.
Член Европейского парламента с 1989 по 1993 год, возглавлявший либеральную фракцию до 1991 года, он сказал решительное «да» на референдуме в поддержку Маастрихтского договора. В течение этого периода он написал отчет о принципе взаимодополняемости, одной из теоретических основ Союза, который предусматривает уделять особое внимание политической активности на самом высоком уровне.
Организационная дилемма
Валери Жискар д'Эстен не защищал все идеи, главные, чтобы они касались Европы. Таким образом, он по-прежнему очень сопротивлялся чрезмерному расширению союза, особенно после падения железного занавеса. «История, кажется, доказывает его правоту, относительно институциональных тупиковых ситуаций, создаваемых сегодня странами Центральной Европы», — уточняет Кристиан Лекен и добавляет: «После окончания холодной войны не было другого выбора, кроме как интегрировать страны бывшего советского блока».
Но нужно было, чтобы институты по-прежнему оставались жизнеспособными. Валери Жискар д'Эстен занялся этой проблемой в середине 1990-х годов, прежде чем возглавил Конвент о будущем Европы в 2001 году. Три года спустя был представлен проект европейской конституции. «Это легко читаемый, ясный и довольно красиво написанный текст: я так легко об этом говорю, потому что именно я его написал», — с юмором выступал он перед аудиторией в Высшей Политехнической школе, которую он окончил.
Спустя несколько недель проект был отклонен по итогам референдума. Институциональный пробел только частично будет восполнен Ниццким и Лиссабонским договорами. Однако государственный деятель никогда не откажется от своего убеждения. «Будет Брексит или нет — неважно. Но Европой с 28 странами нельзя управлять без далеко идущих реформ», — предсказывал он перед тем, как Соединенное Королевство объявило о решении выйти из Евросоюза.