Как россияне создают образ Сталина-спасителя и оправдывают его преступления
Уважение и любовь к Иосифу Сталину в конце 2010-х достигли своего пика. Социологи отмечали, что 70 процентов жителей России оценивают его роль в истории страны как положительную, а тех, кто осуждает репрессии, с каждым годом все меньше. Портреты «отца народов» по всей России поднимают 9 мая, ему ставят памятники и открывают музеи. Как ностальгия по «великому прошлому СССР» порождает отрицание преступлений сталинского режима — в фотопроекте Анны Шулятьевой.
Анатолий Сабуров, Сольвычегодск, 63 года:
«При Сталине все были едины. Раньше лозунг был "Пролетарии всех стран соединяйтесь", при нем межнационального раздора не было».
Дом Сабурова находится на Знаменском холме в Сольвычегодске Архангельской области. В этом месте в предреволюционные годы проводились маевки, в которых участвовал Сталин. Здесь бывший кузнец Сабуров создал музей под открытым небом, посвященный вождю.
Это очень противоречивый музей. На его территории уживаются и памятник репрессированным, и предметы, восхваляющие вождя: трубка-тунгуска Сталина, его знаменитая фуражка. Все сделано из железа. Тут же — миниатюрная Кремлевская стена, на которой рядом с портретами вождя находятся фотографии отца Сабурова, который прошел всю войну.
В Сольвычегодске мифы и легенды переплетаются с реальными историческими объектами. В доме местной жительницы Марии Прокопьевны Кузаковой, у которой жил Сталин, создан Музей политической ссылки (ранее — Музей Сталина), в котором удалось сохранить обстановку того времени. Мебель, кровать, шахматы, в которые он играл, керосинка. Ранее рядом с музеем стояла пятиметровая статуя будущего «отца народов».
Еще у одного местного жителя, пенсионера Леонида Рослякова, в архивах хранится фото траурной панихиды, устроенной в Сольвычегодске после смерти Сталина.
В соседнем Котласе — еще одно место почитания вождя.
Алексей Конев, создатель и хранитель частного музея Сталина в Котласе:
«Почему Сталин так популярен сегодня? Потому что люди ждут именно такого руководителя: жесткого и доброго одновременно, а у нас таких нет. Старое поколение помнит, как в конце 1940-х снижали цены на продукты, а сейчас только повышают».
В 2004 году на складе бывшей колонии-поселения в Усть-Пинеге Холмогорского района Конев нашел картину, которую по заказу начальника лагеря написал один из заключенных. Это копия известной картины, но на ней вымаран Лаврентий Берия: из личной неприязни чиновник попросил не изображать народного комиссара внутренних дел. Этот факт на картине обнаружил проверяющий колонии. Начальника расстреляли, а полотно убрали на склад, за решетку с двумя амбарными замками. До 2004 года никто к ней не подходил. Все боялись.
Николай Козицын, председатель партии КПРФ, Котлас:
«Сталин — одна из самых выдающихся личностей XX века. Его значимость признают не только те, кто им восхищается, но даже его недоброжелатели. Наша страна именно при Сталине стала великой. Граждане СССР гордились своей принадлежностью к этому государству, воочию видели все его достижения, были уверены в завтрашнем дне. Благосостояние советских людей постоянно повышалось.
Что же касается репрессий, я думаю, что без них было нельзя. Нужно учитывать, какое это было время: и внешняя агрессия, и Гражданская война, и внутренние политические разногласия. Это была борьба не на жизнь, а на смерть между старым режимом и новым, когда молодой стране надо было выжить в сложной внешней и внутренней политической обстановке».
Максим Баранов, старший вожатый пионерской организации в средней школе, Сольвычегодск:
«Жизнь ради денег (основная идея капитализма) разрушительна и опасна. То, что удалось сделать Сталину, — хорошая альтернатива существующей деструктивной модели общества. Сталин ведь оставил нам крепкое государство, а не руины, раздолбанные коррупцией. Когда ругают СССР, в основном вспоминают поздние годы, но это была уже агония, вызванная суммой внутренних и внешних воздействий».
Роман, Ольга и Александр — члены Народного Совета СССР-РСФСР по городу Котласу и Котласскому району. Совет был создан недавно, 18 ноября 2018 года. Решение утвердили «общим собранием граждан СССР». Их было три человека. Своей задачей члены Совета считают восстановление правового поля СССР и приход к народовластию.
«При Сталине наша страна поднималась и развивалась, — говорят они. — Даже после Великой Отечественной войны благодаря управлению Сталина экономика СССР была восстановлена. Не было такой экономической разрухи, как сейчас».
Игорь Кондаков, коллекционер, владелец антикварного магазина «Коляда»:
«Думаю, людям хочется справедливости. У меня отец, допустим, бросил школу и работал в колхозе, в 1944-м его призвали на фронт. Он при Сталине всю жизнь прожил, и в беседах ни разу я от отца плохого слова о нем не слышал.
У меня дед сидел. Когда война началась, у него непризывной был возраст, его поставили начальником сельпо, прислали ему эвакуированную бухгалтершу из Ленинграда. А дед ходок был! Бабушка из ревности написала "телегу" на деда. Ревизия. Нашли недостачу, загремели и дед, и эвакуированная. На четыре года.
Все, что связано со Сталиным, очень хорошо продается: значки из латуни, магнитики со старыми плакатами. Люди часто спрашивают бюстики Сталина, и мы стали печатать их на 3D-принтере. Очень хорошо берут значки "октябренок", "пионер", "комсомолец", "ударник труда". Они по 25 рублей. За 100 рублей — вся жизнь того времени».
Игорь Сажин, историк, председатель общества «Мемориал» в республике Коми:
«Мы совсем недавно жили в эпоху, когда все знали, как правильно. Мы знали, куда идти, все знали, что правильно, а что неправильно.
В эпоху 90-х годов — свобода! Все в растерянности, но людям нужно хоть на что-то опираться. Все ждут, что власть скажет, как правильно, а власть молчит. Они и сами не знают.
Растерянность приводит к тому, что люди начинают изобретать некие времена, когда была уверенность и все шли только к победам. Люди нарисовали мифологический образ и ждут, когда кто-нибудь придет и скажет, как правильно.
Это не про Сталина, это сигнал о том, что мы хотим быть безответственными, мы не хотим сами думать о будущем, хотим, чтобы за нас все решали, чтобы власть оказалась умнее нас».