Последние 26 лет Беларусь жила с одним президентом. Какой путь прошла страна за это время?
Первый и пока последний президент Беларусь, как и другие постсоветские республики, получила независимость от СССР в 1991 году. Более того, руководитель республики Станислав Шушкевич был одним из трех лидеров (наряду с Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком), кто подписал ставшие знаковыми Беловежские соглашения, положившие конец СССР и давшие старт СНГ. Но вплоть до 1994 года в стране не было президента – тогда такого поста попросту не существовало. В Беларуси была сохранена структура власти времен БССР, а руководил страной председатель Верховного Совета республики (в 1991-1994 годах этот пост занимал Шушкевич). В 1993 году назрело решение изменить Конституцию, внеся в нее должность президента. На первых президентских выборах победил Александр Лукашенко – на тот момент ему было 39 лет, и до этого он прошел долгий путь от должности секретаря комитета комсомольской организации в Могилеве до депутата Верховного совета БССР, куда он смог избраться в 1990 году (до этого проиграв выборы в депутаты СССР). Уже в статусе депутата Лукашенко подвергает критике политику Станислава Шушкевича – в будущем он окажется единственным, кто не поддержал распад СССР. Что интересно, свои первые выборы Лукашенко выиграл только во втором туре – в первом он набрал менее половины голосов (44,82%) и ему пришлось соперничать с Вячеславом Кебичем. Впрочем, Лукашенко тогда уже набрал около 80% голосов избирателей, а все последующие выборы в своей карьере он выигрывал уже в первом туре. Лукашенко буквально с первых лет своего президентства стремился стать «пожизненным» президентом. Так, согласно первоначальной версии Конституции республики, один и тот же человек не мог занимать должность президента более 2 раз. Однако Лукашенко начал нарушать закон еще раньше. В 1996 году проходит референдум по поправкам к Конституции, которые предполагали, что президентские сроки начнут отсчитываться с 1996 года (соответственно, первый срок Лукашенко истечет в 2001 году). Однако оппозиция посчитала, что Лукашенко так «прибавил» себе 2 года (с 1994 по 1996 годы), и с 1999-го считала его нелегитимным президентом. Соответственно, в дальнейшем это привело к коллизиям. В стране существовало параллельно два парламента – Верховный совет (который работал с 1991 года) и Национальное собрание (созданное после принятия поправок к Конституции). Верховный совет не признавал новый орган власти, а также считал необходимым провести выборы в 1999 году. Эти выборы прошли – и они запомнились многочисленными случаями давления со стороны властей на политиков и активистов. Несколько человек бесследно исчезли – и это считается началом репрессий по отношению к гражданскому обществу. Итоги выборов ЦИК так и не подвел – а в 2001-м проходят новые выборы, и с новым главой ЦИК Лукашенко легко в них побеждает. А в 2004 году Конституцию в очередной раз переписывают, и президенту больше ничто не мешает баллотироваться бесконечное число раз. Другими словами, все выборы президента так или иначе заканчивались в пользу Лукашенко: Процент за Лукашенко Процент за ближайшего конкурента Реакция и последствия 1994 80,6% 14,2% (Вячеслав Кебич) Единственные выборы, которые одобрили США и ЕС, и которые прошли в два тура. В результатах никто не сомневался 1999 В выборах не участвовал Победителя не объявили. Президентом Верховный Совет назначил Семена Шарецкого Бесследно исчезли несколько политиков, один из кандидатов был арестован по подозрению в экономических преступлениях. Выборы не были признаны властями Беларуси, считаются началом политики репрессий 2001 75,65% 15,65% (Владимир Гончарик) Первые выборы, организованные главой ЦИК Лидией Ермошиной. Во время избирательной кампании власти широко практиковали внезапные обыски и разгоны митингов. С результатами не была согласна оппозиция, данные независимых подсчетов расходятся с данными ЦИК. После выборов в стране прошли массовые протесты 2006 82,97% 6,12% (Александр Милинкевич) Перед выборами прошла волна арестов, обысков и других актов давления со стороны властей. После выборов прошли массовые протесты («Васильковая революция»), по итогам которых десятки человек пострадали, а сотни – были арестованы 2010 79,65% 2,43% (Андрей Санников) Выборы стали причиной акции протеста в Минске, которая собрала порядка 40 тысяч человек. Многие из них были задержаны и получили тюремные сроки, в том числе конкуренты Лукашенко на выборах 2015 83,49% 4,42% (Татьяна Короткевич) Нарушений было меньше, чем на прошлых выборах – а после того, как власти отпустили часть политзаключенных, западные страны приостановили действие санкций против страны. Однако в ОБСЕ посчитали, что демократическими эти выборы не были 2020 80,8% 10,09% (Светлана Тихановская) Уже несколько дней продолжаются столкновения протестующих и сотрудников силовых органов. Западные страны призывают Лукашенко прекратить насилие. Сторонники Светланы Тихановской считают ее победителем выборов, сама она скрывается в Литве Как видно, почти ни одни выборы в Беларуси не прошли без акций протестов и задержаний. Не стали исключением и выборы 2020 года, а продолжающиеся протесты привлекли уже сотни тысяч протестующих. Недовольство результатами выборов подкрепляется проблемами в экономике и отсутствием гражданских прав и свобод у населения республики. Какой запомнится политика Лукашенко До недавнего времени Александр Лукашенко считался ближайшим соратником своих российских коллег. Именно Беларусь стала ключевым партнером России – обе страны состоят в СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, но главное – они образуют Союзное государство. Именно политика сближения с Россией и «социалистические» принципы управления страной и стали характеристикой стиля управления Александра Лукашенко. Он отучился на учителя истории, затем получил образование как экономист-организатор сельскохозяйственного производства. Считается, что Беларусь – страна сплошных колхозов, которые дают богатый урожай, идущий на экспорт во множество стран мира. Реальность, однако, несколько иная – почти все сельскохозяйственные предприятия до сих пор остаются убыточными и дотируются из государственного бюджета. Из промышленных предприятий также многие «живут» на дотации, поскольку до сих пор не в состоянии выйти на самоокупаемость. Основой же для экономики стала именно интеграция с Россией – значительную часть доходов бюджет Беларуси получал за счет переработки и перепродажи российской нефти. Республика, пользуясь возможностями беспошлинной торговли с Россией, покупает нефть без уплаты таможенной пошлины, после чего перерабатывает ее (в стране есть сильная нефтепереработка) и продает нефтепродукты и сырую нефть за границу – уже с наценкой и таможенной пошлиной. Схема была почти идеальной – пока в России не начался так называемый налоговый маневр, в ходе которого большая часть налоговой нагрузки переносится с таможенной пошлины на НДПИ. Другими словами, Беларусь будет покупать нефть уже с налогом, что снижает ее потенциальные доходы от перепродажи. Это, а также проблемы с ценами на газ привели к очередному витку напряженности в отношениях с Россией. Лукашенко демонстративно заявлял, что будет закупать газ даже в США, а нефть в Норвегии, но не будет дальше сотрудничать с Россией. Тем не менее, за каденцию Лукашенко Беларусь показала неплохой прогресс в экономике: с 2000 по 2013 годы ВВП рос в среднем на 6,3% в год – это больше, чем в целом мировая экономика; за счет концентрации промышленности в собственности государства удалось избежать массовых сокращений работников; в стране сформировался сильный IT-сектор – во многом благодаря Парку высоких технологий, который основал конкурент Лукашенко на выборах Валерий Цепкало. Однако и провалов было немало – белорусский рубль неоднократно девальвировался (вплоть до сумм в миллионах местных рублей), а инфляция порой доходила до двузначных цифр. При этом цены в Беларуси остаются высокими даже по российским меркам, а кредиты – доступными лишь немногим. Кроме того, в стране пытались ввести налог на тунеядство – всех безработных хотели обязать платить около 200 долларов в год только за отсутствие работы. В итоге от налога отказались, но ввели его в скрытой форме – безработные платят полный тариф за отопление жилых помещений, тогда как остальные абоненты платят лишь небольшую часть от тарифа (остальное субсидирует государство). Критика и санкции Большинство западных политиков и независимых изданий считают политический режим в Беларуси авторитарным, а выборы – несвободными и несправедливыми. Критики обращают внимание на репрессии против оппозиционеров, исчезновения людей, преследование политических конкурентов и все еще не отмененную смертную казнь (Беларусь – единственная страна в Европе, где применяется такая мера наказания). Лукашенко называют «последним диктатором Европы», не забывая, однако, упомянуть, что Лукашенко преследует не только своих конкурентов, но и олигархические силы, которые не имеют влияния на экономику страны, как в некоторых других постсоветских республиках. Кроме того, исследователи видят некоторые плюсы в централизованной экономике и достаточно высокий уровень жизни. Например, средняя зарплата в мае 2020 года составила 1227,9 местных рублей – это 36,6 тысяч российских, против примерно 50 тысяч рублей в России. Тем не менее, Лукашенко – все еще слишком «токсичный» по европейским меркам политик. В частности, его обвиняют в похищении (и, возможно, убийстве) своих политических конкурентов, в преследовании оппозиционеров, цензуре и других действиях, которые считаются неприемлемыми в западном мире. Это все стало поводом для введения против Лукашенко санкций. Впервые о них стало известно в 2006 году – Европейский союз и США запретили въезд на свою территорию президенту Беларуси и другим высокопоставленным чиновникам. В 2008 году запрет приостановили, а в 2011-м – возобновили. ЕС частично снял санкции с Лукашенко и еще пары сотен человек в 2016 году – выборы президента прошли без серьезных нарушений, а Беларусь казалась островком спокойствия в центре сложного региона. Правда, сейчас, когда все страны мира призывают президента Беларуси остановить милицейский беспредел и волну насилия по отношению к оппозиционерам, новых санкций, вероятно, осталось ждать недолго.