Лукашенко меняет пьющих министров на молодых либералов
Президент Белоруссии Александр Лукашенко объяснил новые массовые увольнения в белорусском кабмине тем, что должностные лица слишком часто «закладывали за воротник», а потом занимались поиском «где бы похмелиться». Однако за очередным громким заявлением может стоять попытка отвести внимание граждан от обсуждения фигур новых министров.
Цитатник
31 августа Лукашенко назначил двух новых министров, четырёх глав районов и трёх предприятий и анонсировал новые отставки. Одной из главных причин кадровых изменений он назвал пьянство. На сайте президента подробно изложена позиция Лукашенко относительно разгильдяйства должностных лиц в республике с присущей белорусскому лидеру колоритностью. Вот несколько цитат:
«Я ведь не контролирую вас, с кем вы выпиваете, с кем вы в баню ходите, с кем разговариваете. На здоровье. Вы — руководители, вы должны все это уметь. Но что касается пьянки, вы должны знать свою меру, вы должны знать, с кем, где и сколько, как в народе говорят. Если вы это чувство теряете — вы не руководитель. И вот по этой причине нам придется с некоторыми в ближайшее время расстаться. Они не понимают, где они работают»; «И я это говорю не столько даже для вас, а для жен тех пьяниц, которые скоро останутся без портфеля. Они там все это видят, но остановить не могут или не хотят. А потом, когда мужья теряют портфели, начинают рыдать. А чего рыдать?»; «Пьяница — это не руководитель. Если он сегодня напился до потери пульса, и это через день или каждый день, он назавтра не работник. Он ходит и думает, как бы где опохмелиться»; «Вы должны знать, что мы на виду у людей. Они нам не простят, если мы оступимся даже по мелочам. Я не хотел об этом раньше говорить, потому что мне неудобно. Я не умею об этом говорить, потому что я человек практически непьющий».
Белорусский ветер перемен
Серьёзные кадровые перестановки Лукашенко начал в середине августа после поездки в Оршу, где остался недоволен проделанной работой по благоустройству района. Тогда белорусский лидер объяснил положение дел «пофигистическим отношением правительства к поручениям президента». В отставку был отправлен премьер Андрей Кобяков, вице-премьер Владимир Семашко, вице-премьер Василий Матюшевский, министр промышленности Виталий Вовк, министр финансов Владимир Амарин и министр энергетики Владимир Потупчик.
И хотя на этот раз Лукашенко обрисовал страшную картину жизни чиновников и обвинил их в хроническом злоупотреблении спиртным, данные Всемирной организации здравоохранения говорят, что в борьбе с алкоголизмом Белоруссия за последние годы достигла больших успехов. В 2014-м году страна была самой пьющей в мире, на каждого жителя, включая младенцев, в среднем приходилось 17,5 литров потреблённого чистого спирта в год. Тогда правительство приняло специальную программу по борьбе с пьянством, предполагающую запрет продажи алкоголя в парках, пропаганду здорового образа жизни и борьбу с самогоноварением. К 2018 году потребление алкоголя снизилось в полтора раза до 11,2 литров на человека, а в рейтинге самых пьющих государств Белоруссия оказалась на 28 месте.
Некоторые эксперты считают, что истинная причина кадровых перестановок — желание омолодить правительство. Эксперты также обращают внимание, что новые чиновники придерживаются прозападных взглядов. Таким образом, на смену руководителям ещё советской закалки, к власти пришли либеральные технократы. Например, новый премьер 48-летний Сергей Румас считается сторонником рыночных реформ, во время руководства Белорусской федерации футбола он разрешил на трибунах бело-красно-белые знамёна оппозиции. Рыночниками считают также замов Румаса: 43-летнего Александра Турчина и 43-летнего Игоря Ляшенко.
Благосклонно воспринимают на Западе и назначенного 31 августа министром финансов 41-летнего Максима Ермоловича. Известно, что он живёт не в элитном районе для чиновников, а в обычном спальном микрорайоне Минска. При этом, если судить по его странице в Instagram, он любит путешествовать по миру и в частности по Европе. Новый министр энергетики, 42-летний Виктор Каранкевич, считается профессионалом в этой сфере и похож на настоящего технократа.
Дмитрий Болкунец, экономист, специалист по Белоруссии:
На мой взгляд, Лукашенко сильно преувеличил проблему пьянства среди чиновников. Я не думаю, что министры и их замы алкоголики, которые ходят на работу нетрезвыми, всё-таки это приличные люди. Если бы министры крепко пили, то уже давно появились бы соответствующие кадры с пьяными руководителями в интернете, но их не было. Лукашенко просто очень любит делать громкие заявления и за словом в карман не лезет. Может, кто-то из министров, кого он знал хорошо, и выпивал, но это нельзя назвать тенденцией. Интересно другое. Слова Лукашенко косвенно говорят о том, что за всеми чиновниками высокого ранга существует негласный контроль. В этой связи мне припоминается один очень интересный случай, который мне рассказали и о котором нигде не писали. В одну из рабочих командировок президент взял с собой ныне уже отставленного вице-премьера и несколько министров. В гостиничном номере они очень крепко выпивали с местными бизнесменами и обсуждали Лукашенко. А потом заметили, что президент сидит на соседнем балконе, очень внимательно слушает и что-то записывает. На следующий день к министрам подошли люди в штатском и попросили главу государства больше ни с кем не обсуждать. Проблема пьянства в Белоруссии существует, но она не среди чиновников, а среди жителей провинции. В небольших посёлках наблюдается апатия к жизни, досуг ограничен и люди крепко пьют. Вот на это стоило бы обратить внимание. Если вернуться к словам Лукашенко про пьющих чиновников, то, на мой взгляд, таким своеобразным образом Лукашенко объявил о кадровых перестановках. На смену людям предпенсионного и пенсионного возраста приходят люди чуть старше сорока. Но они тоже не гении, скамейка запасных в Белоруссии очень мала. Да и любой новый назначенец знает, что через год его тоже могут уволить с позором, а потому не будет проявлять рвения на работе. Тем не менее, Лукашенко кадровыми перестановками хочет показать обществу, что готов к некоторым переменам в экономике.