Игорь Маслобойников: работал в кочегарке, как Виктор Цой
ТАЛЛИНН, 13 янв — Sputnik, Денис Пастухов. В настоящее время Игорь Маслобойников проживает в Санкт-Петербурге, из театрального искусства перешел в кинорежиссуру, и в его творческих планах, как он признался в интервью Sputnik Эстония, — снять полнометражное кино. - Вы уже с детства поняли, что станете актером? — В начальной школе хотел быть, к примеру, учителем, думал о многих других профессиях, но потом пришло понимание того, что в актерской профессии можно попробовать все, что невозможно в обычной жизни, и это меня привлекло. - Активные годы учебы на актера пришлись на 1990-е, какие впечатления остались об этом периоде? — Период 90-х годов был, конечно, смутный, но когда учишься, то особого внимания на плохое не обращаешь. В Таллинне я получил среднее актерское образование, но хотелось чего-то большего, поэтому и уехал в Питер. Там я поступил на кафедру актерского мастерства факультета Театра кукол, и с куклой я работать умею — на спектаклях несколько раз приходилось. Так как кукольные представления рассчитаны в основном на детей, моя кукольная специальность пригодилась, возможно, при написании сценариев для сказок. Актер Игорь Маслобойников Кстати, после окончания театральной студии в Эстонии я целый год не мог выехать в Россию, так как во время первой поездки туда меня сняли с рейса из-за того, что не продлил паспорт, и вернули в Эстонию. И я работал в кочегарке, как Виктор Цой, моими напарниками были бывшие партийные работники, которых в свои 21-22 года я воспитывал, учил правильно забрасывать уголь и ругал, когда те неправильно вычищали топки. - Почему оставили театр ради кино? — В школе-студии МХАТ, где я учился на подготовительных актерских курсах, у нас была индивидуальная беседа с Олегом Табаковым и преподавателями о том, какая нас ждет перспектива. Роста я небольшого (1,66 метра), а в театре нужно иметь фактуру, как, например, у моего сокурсника в Эстонии Кирилла Кяро. На той беседе мне сказали, что главных ролей, скорее всего, у меня не будет, а будут меня выпускать на несколько минут — вышел, классно сделал и ушел. Примерно так судьба в актерском плане у меня и сложилась. Даже слышал такое мнение, что под меня отдельно нужно писать сценарий. Театр мне в целом не очень нравится — там и интриги, и много того, что я не люблю. Возможно, туда я вернусь, но не хочу сидеть и ждать годами, пока предложат интересную роль. И так как деньги зарабатывать нужно, я начал писать сценарии. Как-то по стечению обстоятельств познакомился с продюсером Игорем Гомбергом, по просьбе которого я участвовал в работе над сценарием фильма "Храни меня, дождь", и потихонечку пошли проект за проектом — в их числе и исторический сериал "Легенда об Ольге" про актрису Ольгу Чехову. - Вы много снимались в сериалах, много ли положительных воспоминаний осталось? — Своим ролям в сериалах по большому счету не придаю особого значения. Во-первых, эти роли, как правило, небольшие, во-вторых, эти сериалы — криминальные. Хотя по-своему люблю каждого сыгранного мною персонажа. Но были и исключения: например, большая роль в одной из серий "Мангуста", где я играю отрицательного персонажа, а Кирилл Полухин положительного, и лишь в самом конце он меня убивает. А роль в сериале "Б.С. — Бывший сотрудник", наоборот, разочаровала — сидел и ничего не делал, хотя и уговаривали принять предложение, и денег заплатили довольно много. Режиссер хотел, чтобы у него снималась не массовка, а актеры с именами. На экране можно и молчать, как главный герой в сериале "Боец", но роль должна быть интересная. Игорь Маслобойников на съемках фильма "Однажды в Гринтауне" В кино есть, считаю, своя беда. Если в театре идет создание образа, да и то если повезет с режиссером, то в кино все актеры подбираются по типажу. Как говорил Вячеслав Тихонов о своей роли Штирлица: "Я — типаж". И мне почти все время приходится играть бандитов или продажных ментов. Ужас. Видимо, у меня бандитское выражение лица (смеется). - Может ли сериал одновременно понравиться широкому зрителю и нести в себе культурную ценность? — Это абсолютно возможно. Но большинство современных сериалов — это все же продукт массового потребления, и они рассчитаны в основном для показа по телевидению: во время показа зритель может есть, отвлекаться, а не смотреть все от начала и до конца, как в кинотеатре. К тому же стоит понимать, что есть сериалы линейные, где новая серия — продолжение предыдущей (это мне интереснее), а есть отдельные новеллы, истории — те же "Улицы разбитых фонарей". Маслобойников: качество "Ералаша" снизилось из-за сжатия сроков на съемки >> У по-настоящему качественного сериала, считаю, должна быть хорошая литературная основа или хороший сценарий. Или же, к примеру, продюсер, который преследует цель сделать качественный продукт. Важно и время, которое отводится на создание сериала, часто съемки проходят в бешеном темпе. Чем больше положительных факторов сходятся вместе — тем больше шанс, что выйдет что-то стоящее. На съемках "Ералаша" По отличным произведениям сняты, к примеру, советский многосерийный фильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя" (по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия") или относительно недавний "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко (по культовому произведению Михаила Булгакова). Выделю сериал "Оттепель" Валерия Тодоровского (по моему мнению, этот человек бьется за "высказывание" в своем творчестве): каждая серия мне была интересна — то, как сыграно, как воссоздана эпоха. "Ликвидацию" Сергея Урсуляка вообще обожаю. Неэме Кунингас: работа режиссером в Сибири делает меня моложе >> К слову, Кирилла Кяро в "Ликвидации" поначалу даже не узнал, роль у него там очень хорошая, хоть и не главная. Он не похож там на себя, его персонаж — не штамп, и это Кириллу большой плюс. Считаю, что его иногда однотипно используют. Хотя сложно воспринимать своего однокурсника, с которым много времени провели вместе, отстраненно и объективно. Гораздо легче оценить работу незнакомого актера. - Вы и сами хотите быть именно режиссером? Или все-таки сценарист — ваша основная деятельность? — Сценарий — это следствие. Давно хотел заниматься режиссурой, поступал учиться на театрального режиссера сразу после школы. Но тогда было мало знаний и когда меня спрашивали про Вахтангова, Таирова, Товстоногова, не мог ничего ответить. Моя база знаний существенно увеличилась после того, как получил актерское образование, приобрел опыт работы в кино и театре, пообщался с умными людьми. Я рад, что воплощаю свою мечту, и в качестве кинорежиссера хочу снять полнометражный фильм. Справка Игорь Маслобойников родился в Таллинне в 1973 году. В школьное время юного Игоря и его товарищей в Доме пионеров обучали на разведчиков, но он хотел попасть в театральную студию и пришел в детский театр к Светлане Красман, которая была режиссером при Русском драматическом театре. Репетиции проходили в "Клубе моряков". На съемках "Ералаша" После школы поехал поступать в Москву и поступил там на подготовительные курсы в школу-студию МХАТ. Самостоятельные работы закончивших курсы просматривал лично Олег Табаков, но поступить Игорю Маслобойникову удалось лишь в провинции — в Ярославское театральное училище. Оттуда он безуспешно пытался перевестись снова в Москву, также на курс к Вениамину Фильштинскому в Петербург, где учились Хабенский, Пореченков и Трухин. Игорь даже начал заниматься там, но преподаватель сценической речи Валерий Галендеев его не пропустил. Сергей Мокрицкий: режиссер должен убить в себе оператора >> Маслобойникову пришлось вернуться в Таллинн, где за три года в 1994-м он закончил театральную студию при Русском драмтеатре Эстонии под управлением Владимира Лаптева. Затем был Санкт-Петербург и Российский Государственный институт сценических искусств (РГИСИ — бывший СПбГАТИ и ЛГИТМиК) — по специальности "актер театра и кино" (1999 год), второе высшее — тот же институт, специальность "режиссура кино и телевидения" (2016 год). В настоящее время Игорь Маслобойников является режиссером, а также преподавателем актерского мастерства и сценической речи при Санкт-Петербургском филиале студии киножурнала "Ералаш".