«Большая сделка» на столе: смогут ли Россия и США решить украинский вопрос
В последнее время американские политики всё чаще призывают как можно быстрее урегулировать ситуацию в Донбассе для последующего сближения с Москвой. Редакция издания Ukraina.ru разбиралась, о чём свидетельствует риторика Вашингтона
Заместитель госсекретаря по публичной дипломатии и связям с общественностью Стивен Голдстин на брифинге для журналистов, подтвердил, что к концу месяца Госдепартамент решит вопрос об ужесточении ограничительных мер в отношении России в рамках реализации Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций. Этот документ предусматривает наказание компаний третьих странах, которые сотрудничают с Москвой в энергетическом, оборонном и разведывательном секторах.
Конца в санкционном тоннеле не видно
Как известно, в качестве условия для отказа от санкций Вашингтон называет деэскалацию конфликта в Донбассе, а там сохраняется напряжённая обстановка. В последнюю неделю 2017 года наблюдатели ОБСЕ зафиксировали увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области. Таким образом, предпосылки для ослабления санкционного режима на сегодняшний день отсутствуют. К тому же американский Конгресс на законодательном уровне закрепил запрет на отмену ограничительных мер в отношении РФ президентом США без одобрения конгрессменов.
Более того, Вашингтон всерьёз готовится к военному сдерживанию России, боеспособность которой вызывает обеспокоенность у НАТО. Как сообщает британская газета Guardian, консультант бывшего президента США Барака Обамы по контролю над вооружением и нераспространению ядерного оружия Джон Вулфстал рассказал, что Пентагон планирует оснастить модифицированные баллистические ракеты подводного базирования Trident D5 маломощными ядерными боеголовками. По его словам, такая мера направлена на сдерживание России от применения ядерных боеголовок тактического назначения в случае конфликта в Восточной Европе.
Однако Москва не только не собирается участвовать в каком-либо военном противостоянии, уж тем более с использованием своего ядерного арсенала, но и выступает за решение спорных вопросов исключительно политико-дипломатическим путём. Кроме того, президент РФ Владимир Путин и глава МИД России Сергей Лавров неоднократно подчёркивали, что хотят видеть благополучными и процветающими приграничные страны, а до Восточной Европы рукой подать. В то же время Россия предупреждает, что даст адекватный ответ на любую провокацию в свой адрес. Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко расценивает как такой ответа на активное наращивание авиации НАТО развертывание в Севастополе второго дивизиона зенитной ракетной системы С-400,предназначенной для высокоэффективного поражения самолётов стратегической и тактической авиации, баллистических ракет, гиперзвуковых целей и других средств воздушного нападения.
«Продолжается и провокационная деятельность на российско-украинской границе в районе Крыма, и диверсионная деятельность, в том числе вскрытые факты за последние месяцы этой диверсионной деятельности, которые хорошо известны. Поэтому, безусловно, принятие российской стороной всех необходимых мер по обеспечению своей безопасности не должно восприниматься как угроза кому-то, а должно восприниматься как именно обеспечение собственной безопасности, на что, естественно, у российской стороны есть полное суверенное право», — объяснил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Миротворцы американской политики
На фоне усиливающегося противостояния держав неожиданно прозвучало заявление госсекретаря США Рекса Тиллерсона во время беседы с журналистами.
«В последние пару месяцев мы наблюдали повышение уровня насилия на востоке Украины. Прежде всего, мы должны добиться снижения уровня насилия и соблюдения режима прекращения огня. Решение этих действительно сложных проблем, во-первых, важно для достижения того, чего добивается Россия, а именно восстановления нормальных отношений, которые всегда основываются на экономических связях», — сказал дипломат.
При этом глава Госдепартамента подчеркнул, что вся архитектура западных санкций основана на вопросе о статусе Крыма, пока этот вопрос будет оставаться нерешённым, ограничительные меры будут сохранять свою силу. Впрочем для российских властей эта тема давно и окончательно закрыта — республика вошла в состав РФ в 2014 году.
«Это (деэскалация конфликта в Донбассе — ред.) также важно для восстановления некоторого уровня доверия между нашими двумя правительствами и уверенности в том, что мы можем решать вопросы», — добавил Тиллерсон.
Западные СМИ неоднократно писали, что в первые дни после прихода к власти Дональд Трамп стремился предпринять конкретные шаги по сближению с Россией, как и обещал в ходе предвыборной кампании, однако столкнулся с противодействием американского политического истеблишмента. 9 января издание Daily Beast со ссылкой на собственные источники сообщило новые подробности попыток нормализации двустороннего сотрудничества.
«В начале правления Трампа высокопоставленный представитель Совета национальной безопасности Белого дома предлагал вывести часть американских войск из Восточной Европы в качестве инициативы по улучшению отношений с Владимиром Путиным. Заместитель помощника Трампа по стратегическому планированию Кевин Харрингтон просил о выводе или передислокации американских войск из стран Балтии, он рассматривал это как жест в адрес Кремля», — говорится в статье.
Чем темнее ночь, тем светлее рассвет
Попытки Вашингтона сделать шаг навстречу Москве на фоне отсутствия, по мнению американской стороны, предпосылок для сближения наталкивают на мысль, что Россия и США готовят почву для восстановления полноценного сотрудничества в условиях, когда противостояние достигнет своего апогея. В таком случае победа будет еще ценнее. За примером далеко ходить не надо — мировое сообщество назвало большим успехом проведение первого раунда межкорейских переговоров в приграничном населённом пункте Пханмунджом. Никаких прорывных договорённостей Сеул и Пхеньян не достигли — стороны обсудили возобновление прямой линии телефонной связи и экстренного канала связи между военными, а также согласовали вопрос о приезде делегации КНДР на Олимпиаду в Пхёнчхан, — однако значение первых с декабря 2015 года консультаций сложно переоценить.
Сейчас большая сделка представляет личный интерес как для Владимира Путина, так и для Дональда Трампа. 18 марта в России состоятся президентские выборы, хотя мало кто сомневается в переизбрании главы государства, ещё один крупный успех на международной арене для него не будет лишним. Хозяин Белого дома, наоборот, сейчас находится в незавидном положении — Дональд Трамп стал самым непопулярным президентом за историю США с показателем 37%. Для сравнения, в августе 81% участников опроса фонда «Общественное мнение» выразил одобрение работой его российского коллеги.
Решение украинского вопроса, который набил оскомину Западу — ключ к такому всемерному соглашению. Европейские политики уже открыто заявляют о желании покончить с конфронтацией между ЕС и Россией. Министр экономики и финансов Франции Бруно Ле Мэр в интервью «Ведомостям» предложил использовать некий манёвр для частичной отмены продуктового эмбарго, которое больно ударило по аграриям ЕС.
По мнению украинского политолога Дмитрия Корнейчука, дальнейшее развитие ситуации в Донбассе — боевые действия и введение миротворцев ООН — зависит исключительно от договорённости Москвы и Вашингтона. По его словам, сейчас конфликт сдерживается в «ручном» режиме, однако принятие соответствующих соглашений на уровне Россия — США способно остановить войну на юго-востоке Украины, прежде всего за счёт отведения тяжёлого вооружения.
«С приходом администрации Трампа Украина интересна для США исключительно как элемент торгов с Москвой в рамках «большой сделки», а именно — обмен Украины (выполнение Минских соглашений) на интересы США в Сирии, КНДР, Иране. В свою очередь, Порошенко вроде бы выполняет указания американцев, но иногда пытается вести и свою игру. За что сразу получает «оплеуху» со стороны НАБУ или жёсткие заявления Госдепа. Кроме этого, Вашингтон специально не даёт Порошенко транши МВФ, пока не увидит серьёзного сдвига в выполнении Минских соглашений», — заявил эксперт в интервью РИА Новости Украина.
В качестве элементов взаимодействия России и США по украинскому вопросу Корнейчук называет установление с 23 декабря перемирия в Донбассе и проведение первого за 15 месяцев обмена пленными между Киевом и народными республиками, причём он стал самым масштабным за всю историю конфликта, то есть почти за четыре года.
«Порошенко удалось увернуться от «большой зрады» — от голосования за российскую резолюцию по миротворцам, поскольку с 2018-го Украина уже не является непостоянным членом Совбеза ООН. Теперь можно будет рассказывать электорату, что Вашингтон и Москва решили вопрос миротворцев, а он, Порошенко, на компромиссы с Путиным не шёл. Мол, мы ведь не голосовали за российскую резолюцию. У нас была своя антипутинская», — написал эксперт на своей странице в Facebook.
Однако не все разделяют такую точку зрения. Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов в интервью изданию Ukraina.ru сказал, что не видит никаких признаков большой сделки», более того, по его мнению, эта концепция себя полностью дискредитировала.
«После холодной войны не принято называть потенциального противника противником, а принято называть его партнёром. Тиллерсон как госсекретарь должен говорить о намерении улучшить отношения с РФ в принципе — мы за возобновление сотрудничества, но нужно решить вопрос Украины, причём делать это нужно на американских условиях. Для нынешней, как и для предыдущей администрации, Россия — это противник, которого нужно сдерживать, а санкции представляют собой один из инструментов для этого», — заявил политолог.
Он обратил внимание на статью бывшего заместителя генерального секретаря НАТО Александра Вершбоу для The Atlantic Council, которую спецпредставитель Госдепартамента по Украине Курт Волкер назвал «очень глубоким материалом». В этой публикации политик представил миссию миротворческой миссии ООН с точки зрения США: по сути это временная администрация, которая займётся подготовкой местного общества к украинским институтам, мгновенное возвращение которых не будет приветствоваться. При этом предполагается, что миротворцы будут отделять зону конфликта только от украинской стороны, потому что все прочие силы должны быть выведены. При этом, по его словам, нужно сократить период времени совместного действия «голубых касок» и ополчения. В свою очередь, Курт Волкер в эфире «Эхо Москвы» 29 декабря представил свое понимание миссии примерно в том же ключе, а также назвал ДНР и ЛНР нелегальными структурами, где говорить не с кем, что полностью противоречит позиции России, которая настаивает на диалоге Киева и народных республик.
«Позиция Запада заключается в том, что Минские соглашения должна выполнять Россия. Судя по заявлениям западных политиков, в том числе Волкера, они ожидают результатов президентских выборов, после чего будут думать о последующих шагах. У самой Украины нет заинтересованности в урегулировании конфликта в том ключе, в каком его видит Россия, потому что конфликт переведён в удобный для Киева формат, который может продолжаться неопределённо долго», — считает Попов.
Естественно, значительная часть договорённостей на мировой арене достигается за кулисами, а общественность узнает о них только спустя десятилетия из мемуаров политиков, ушедших на заслуженный отдых. Однако тесная зависимость Украины от решений Штатов давно ни у кого не вызывает сомнения, чего не скрывают ни американские, ни украинские чиновники.