Госдума намерена бороться с конфликтом интересов в депутатской среде

Новая структура, призванная изучать и исключать возможное столкновение личных и рабочих интересов депутатов, была создана 9 января по указанию спикера Госдумы Вячеслава Володина с подачи депутата и главы думской Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах парламентариев Натальи Поклонской «по итогам рассмотрения вопроса, касающегося одного из депутатов». Коллеги депутатов подстрахуют Поклонская имела в виду депутата Андрея Палкина. 8 декабря 2017 года Комиссия Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов признала в его действиях наличие личной заинтересованности. Это, в итоге, привело к конфликту интересов при осуществлении им своих полномочий. Как напоминают РИА-новости, речь шла о запросах, которые депутат якобы направлял в контрольные и надзорные органы Архангельской области в интересах предприятий, расположенных там, и которые раньше принадлежали ему самому, а сейчас — его сыновьям. «Задача рабочей группы — изучить вопросы, связанные с конфликтами интересов, и, если потребуется, внести предложения по изменению законодательства в области борьбы с коррупцией, касающиеся принятия решений с участием депутатов», — сказал Володин. Он добавил, что речь идёт в том числе о случаях, когда парламентарии направляют запросы в различные инстанции. В состав новой думской структуры, которая разберётся в вопросе и, если понадобится, внесёт изменения в законодательство, вошли главы комитетов по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв, по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников, по контролю и Регламенту Ольга Савостьянова, а также руководители комиссий по контролю депутатских доходов Наталья Поклонская и по этике Отари Аршба. Вячеслав Володин пояснил, что с конкретными предложениями группа должна определиться «в течение месяца». Отари Аршба в комментарии «Парламентской газете» сообщил, что первое заседание намечено уже на 11 января. «Мы проанализируем законодательство, нужна реакция. Мы должны учитывать нюансы новой жизни и возможность возникновения таких ситуаций», — отметил парламентарий. По его словам, тема конфликта интересов меньше всего связана с контролем доходов и расходов, тут больше речь идёт об этической сфере, и все наработки, которые есть у коллег, будут учтены. Мы должны учитывать нюансы новой жизни и возможность возникновения таких ситуаций. Ещё в прошлом году Наталья Поклонская предлагала досрочно прекращать полномочия парламентариев в связи с утратой доверия при нарушениях, связанных с конфликтом интересов. По её словам, она подготовила соответствующий законопроект. На вопрос «Парламентской газеты», есть ли ещё похожие инициативы у законодателей, ответил глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв. «Мы дадим свои рекомендации по прохождению вопроса. Первое совещание наметили фактически сразу после создания рабочей группы, поэтому никаких специальных материалов мы не готовили», — сказал парламентарий. Он добавил, что для прессы заседание будет открытым. Что такое конфликт интересов на госслужбе? Это ситуации, когда личный интерес служащего при исполнении им обязанностей может как-то повлиять на само исполнение этих обязанностей. В таком случае может возникнуть некоторое противоречие между законом и личным интересом человека, который хочет нарушить некоторые нормы ради своей выгоды. Это прописано в федеральном законе, принятом летом 2004 года. Но ещё в 2001 году Владимир Путин утвердил Концепцию реформирования системы государственной службы, в которой отдельное внимание посвящалась формированию конфликта интересов. Это было необходимо для того, чтобы при индивидуальной или групповой заинтересованности служащих при возникновении спорных ситуаций работал механизм по преодолению конфликтных ситуаций без нарушения или превышения полномочий. Летом 2008 года был принят национальный план по противодействию коррупции, который позже утвердил глава государства. В этом плане говорилось о том, что самым мощным средством противодействия коррупции является создание полноценного и комплексного механизма урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. Зимой 2008 года был принят ещё один закон, где были прописаны конкретные положения, которые более детально рассматривали само понятие конфликта. Например, в одной из статей этого нормативного акта сказано, что конфликты интересов на государственной службе — это ситуации, в которой косвенная и прямая заинтересованность служащего в достижении собственных целей влияет на то, как он исполняет свои обязанности. В итоге такая ситуация может привести к тому, что права обычных граждан, организаций, всего общества или государства могут быть существенно ущемлены. А как у них? В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный кодекс поведения публичных должностных лиц. Там рассмотрены все те вопросы, которые находят своё отражение в законодательствах отдельных стран в отношении конфликтов интересов. Одно из устанавливаемых кодексом правил требует, чтобы публичный служащий не принимал участия в деле, в котором лично заинтересован, в том числе после ухода со службы. Затем в 2000 году Совет Европы принял Модельный кодекс для поведения публичных должностных лиц, который акцентирует внимание на том обстоятельстве, что государственный служащий не имеет права извлекать личную выгоду из своего официального положения во взаимоотношениях с другими государственными институтами, бизнесом, общественными организациями Ещё более определённые требования в отношении запрета конфликта интересов сформулированы в Конвенции Организации Объединённых наций против коррупции. Они обращены уже не только к публичным должностным лицам, но и в адрес государства Технически конфликт интересов можно регулировать по-разному. В Великобритании для каждой ветви власти существуют отдельные правила поведения. В стране не существует отдельного закона о конфликте интересов, но в кодексе управления государственной службой описаны ценности, которые должны придерживаться государственные служащие. Случаи конфликта интересов, относящиеся к парламенту, попадают под действие кодекса поведения членов парламента, а также правил регистрации и декларации интересов членов парламента. Во Франции есть особые нормы поведения для сотрудников министерства транспорта, министерства инфраструктуры и министерства жилищного хозяйства, а в Польше разработаны отдельные нормы для инспекторов, работающих в области охраны окружающей среды и санитарного контроля, а также для сотрудников государственных трудовых инспекций. В Канаде существует свод законов, определяющих случаи конфликта интересов и меры, принимаемые после ухода с должности, распространяется только на министров, государственных секретарей и некоторых членов парламента. Для сенаторов и членов палаты общин, не занимающих правительственных постов, существуют отдельные законы, касающиеся конфликта интересов, а также устав палаты общин и правил сената. Кроме того, в провинциях существуют свои законы, регулирующие конфликт интересов. В системе исполнительной власти США уже более 15 лет существует специальное ведомство — офис по правительственной этике. Его задача — исключить влияние личных или корпоративных интересов на выполнение государственными служащими их обязанностей и принятие решений от имени государства, обеспечить соблюдение ими установленных этических правил поведения, а главное — формировать уверенность общества в том, что чиновники работают, основываясь на принципах честности и непредвзятости.

В Госдуме создана группа для изучения конфликтов у депутатов
© ТАСС