В администрации президента (АП) Киргизии порекомендовали вице-спикеру Госдумы Игорю Лебедеву внимательнее прочитать текст опубликованного 26 октября указа главы республики Алмазбека Атамбаева, согласно которому в Киргизии будут отмечать годовщину Туркестанского восстания 1916 года.
«Утверждение депутата Госдумы о том, что «кыргызы сделали национальным праздником день восстания Кыргызстана против России» свидетельствует о полном непонимании им контекста событий, которые он взялся комментировать», — говорится на сайте администрации президента Киргизии.
В заявлении также поясняется, что указ «Об установлении Дней истории и памяти предков» «направлен на внесение нового смысла в содержание 7 ноября, который в Кыргызстане отмечается по сей день как национальный праздник».
«И события 1916 года совершенно справедливо трактуются в нашей стране как причина позитивного восприятия Октябрьской революции. Потому что реально смена власти в тогдашней России дала шанс не только кыргызам, но и другим народам, жившим под колониальным гнетом, сохраниться и обрести в течение ХХ века собственную национальную государственность»,— подчеркивают авторы сообщения.
Они также отмечают, что все, что связано с упомянутыми событиями 1916 года, «ни для одного кыргызстанца праздником никогда не было и не станет». «Это национальная трагедия, жертв которых мы будет чтить всегда», — говорится в заявлении. В нем также отмечается, что «попытка спекулировать на этой теме, а тем более вымещать свое отношение на трудовых мигрантах, вообще не вписывается в рамки приличий и не позволительно в отношении суверенного государства».
27 октября депутаты от ДДПР Игорь Лебедев и Ярослав Нилов подготовили законопроект, который запрещает водителям из Киргизии осуществлять предпринимательскую и трудовую деятельность, связанную с управлением транспортным средствам, на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
Восстание 1916 года началось после обнародования приказа российского императора Николая II о мобилизации населения Средней Азии на прифронтовые работы. Согласно документу, мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 19 до 43 лет, которых предполагалось задействовать на рытье окопов и траншей. Указ вызвал серьезное недовольство местных жителей, которое затем привело к бунтам не только против официальных представителей российского чиновничества, но и против проживавших в регионе русских поселенцев.