Прямой разговор об Украине как о бренде
Какое место Украина занимает среди почти 200 стран? Что делает ее конкурентоспособной? Каков украинский бренд, и можно ли представить его миру? Официальные лица, бизнесмены, творческие работники, ученые и специалисты по маркетингу собрались 19 сентября на площадке Fedoriv Hub в Киеве, чтобы обсудить эти и другие вопросы в рамках третьей публичной дискуссии Kyiv Post «Прямой разговор». «Когда мы говорим о бренде, нам надо найти некую суть, нечто такое, что реально является точкой отличия», — сказал учредитель и генеральный директор маркетингового агентства Fedoriv Андрей Федоров, принимавший участие в дискуссии. «И она должна отражать наше реальное место в мире», — добавил он. По словам Федорова, как это ни парадоксально, тот факт, что Украина сегодня недоразвита и «немного дика», создает благоприятные возможности для инвесторов. «Если ты готов идти на риск, если ты готов здесь думать как венчурный инвестор, ты можешь получить большую прибыль от инвестиций», — сказал он. В дискуссии также приняли участие руководитель департамента публичной дипломатии МИД Анатолий Соловей, государственный секретарь Министерства информационной политики Артем Биденко, заместитель генерального директора государственной компании «Укроборонпром» по экономической деятельности Денис Гурак, директор водочной компании Nemiroff Юрий Сорочинский и поп-певица Руслана Лыжичко, одержавшая в 2004 году победу на конкурсе «Евровидение». Модератором дискуссии стал Дмитрий Федорук, являющийся партнером в юридической фирме Redcliffe Partners. Путешествие во времени По словам Биденко из Министерства информационной политики, поскольку Украина во многом отстает от других стран, приезжающие сюда иностранцы могут по сути дела совершить путешествие в прошлое, пережив то, с чем сталкивались их родители в 1980-е и 1990-е годы. «Это может быть что угодно: ходьба по клубам, инвестиции, приключения», — сказал он. Биденко сообщил, что правительство создало специальную комиссию из экспертов по брендингу, публичной дипломатии и менеджменту, куда вошли специалисты из Британии, которые определят, какой бренд лучше всего подходит Украине. Он добавил, что Украине нужно трезво взглянуть на то, в чем заключается сущность страны, и начать систематическую работу по развитию своего потенциала, чего она не делала ни разу за все 26 лет своей независимости. Движение волонтеров Руслана, ставшая в 2014 году «голосом революции Евромайдана», рассказала об особенности Украины, состоящей в том, что она создала одно из крупнейших волонтерских движений в мире. «Это значит, что если у тебя есть какой-нибудь общественный или благотворительный проект, ты можешь очень легко осуществить его на Украине», — заявила она. По ее словам, это движение, возникшее в ответ на революцию Евромайдана и российскую агрессию против Украины, заставило украинцев брать на себя больше ответственности за состояние страны. Руслана добавила, что украинцы это трудолюбивый и изобретательный народ, а сельская культура Украины является большим источником вдохновения для художников и музыкантов. Победившая на «Евровидении» песня Русланы Wild Dances была создана на основе народных мелодий из Карпатских гор. Меняя клише Федоров сказал, что сегодня Украина известна в мире в большей степени из-за своих проблем и бед, в том числе, из-за аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, из-за трагических событий Евромайдана и из-за российской войны против Украины, начатой Кремлем в 2014 году. По словам Федорова, Украине надо сменить имидж, переключившись со своих бед на героев. «У нас есть множество историй успеха, — заявил он. — Нам надо сосредоточиться не на своем негативном прошлом, которое, несмотря на его важность и значимость для нации, надо уравновешивать позитивными образами и примерами успеха». Федоров отметил, что современные герои Украины — это «успешные молодые люди, успешно создающие международные компании». Максимальная отдача Федоров заявил, что Украина также известна как хороший вариант для траты денег, что стало следствием резкой девальвации национальной валюты гривны, вызванной войной России и глубоким экономическим кризисом. По его словам, украинцам не надо стыдиться слабости гривны, а надо пользоваться этим. Иностранные туристы предпочитают приезжать на Украину по причине хорошего качества и разумных цен на местные товары и услуги. Низкие цены за последние три года стали мощным стимулом для развития ресторанного бизнеса и индустрии развлечений в Киеве и других украинских городах, добавил Федоров. «Украина дешевая. Но это делает ее привлекательной». Недоверие Но все эти преимущества Украины необходимо оценивать в сопоставлении с колоссальными рисками, с которыми сталкиваются зарубежные инвесторы, могущие стать жертвами коррупции и давления со стороны правоохранительных органов. Посол Бельгии на Украине Люк Якобс (Luc Jacobs) сказал, что за три года работы в этой стране ему приходится постоянно решать проблемы, с которыми сталкиваются здесь бельгийские инвесторы. «Ситуация на местах меняется недостаточно убедительно», — отметил дипломат. Глава компании Nemiroff Сорочинский пошутил, что Украине надо «поменять украинскую судебную систему на английскую», чтобы у инвесторов появилась уверенность, и они могли здесь работать. «Если мы защитим частную собственность на Украине, мы привлечем огромные инвестиции», — сказал он. Страна возможностей Грузин по национальности Давид Браун, работающий предпринимателем в сфере информационных технологий в Николаеве, сказал, что действующие на Украине законы не в полной мере защищают интеллектуальную собственность и не способствуют устойчивому и надежному развитию бизнеса. С другой стороны, дикая и опасная деловая среда является хорошей площадкой, на которой можно открывать стартапы и начинать венчурные проекты. Те, у кого есть хорошие идеи, могут приехать сюда и заняться бизнесом, нанять профессионалов и специалистов за разумную зарплату, и начать продавать свою продукцию по всему миру. «Так что это страна возможностей», — сказал Браун.