Правила игры
в коррупцию с мегарегулятором изучает корреспондент отдела финансов Вероника Горячева Разрастающиеся как снежный ком полномочия ЦБ вызывают все больше вопросов, причем не только у участников рынка, но и у надзорных органов. В связи с грядущим переходом под контроль ЦБ аудиторского рынка назрели они и у Генеральной прокуратуры. Там считают, что, прежде чем брать на себя регулирование новых рынков, следует разобраться с тем, что есть. Претензии Генпрокуратуры к ЦБ были оглашены на недавнем совещании по вопросу антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Там-то специалисты ведомства и выразили глубокую озабоченность тем, что ЦБ как мегарегулятор плодит многочисленные письма для поднадзорных организаций. Де-юре нормативными актами они не являются и необязательны для исполнения, но по факту рекомендации эти соблюдаются практически неукоснительно. При этом письма ЦБ не подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе, а значит, должной проверки не проходят. В исправлении сложившейся ситуации специалисты Генпрокуратуры предложили поучаствовать поднадзорным ЦБ организациям. Для них на сайте Генеральной прокуратуры будет сформирован закрытый раздел, где можно будет напрямую указывать на риски в документах мегарегулятора. Прокуроры же будут рассматривать такие обращения и проводить проверку уже действующих писем и нормативных актов ЦБ. На совещании, где была высказана данная инициатива, аудиторское сообщество представлял председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков. Он отметил, что передача регулирования аудита ЦБ неминуемо повлечет за собой появление документов, которые также будут нуждаться в экспертизе, и выразил готовность участвовать в их анализе. Понравилась идея и другим поднадзорным ЦБ, которые, хотя в совещании и не участвовали, готовы сделать вклад в дело борьбы с мегарегулятором. В ЦБ, против которого, похоже, зреет глобальный заговор, мягко говоря, удивлены. «Генпрокуратура не обращалась в Банк России с претензиями о высоких коррупционных рисках в выпускаемых нормативных актах либо письмах»,— отметили в пресс-службе ЦБ, подчеркнув, что все действующие нормативные акты ЦБ также в любой момент могут быть подвергнуты независимой антикоррупционной экспертизе. По словам собеседников “Ъ” в ЦБ, какие-то специальные полномочия для анализа нормативных актов или писем Банка России Генпрокуратуре не нужны. При выявлении нарушений или рисков коррупции она может выносить представления ЦБ, но прецедентов пока не было. Повлияет ли как-то на сложившуюся практику тайный союз Генпрокуратуры и поднадзорных ЦБ организаций покажет время, но участники рынка зачастую лучше прокуроров видят огрехи своего регулятора.