Как курортный сбор отразится на внутреннем туризме?
Правительство России предлагает со следующего года запустить эксперимент по взиманию обязательного туристического сбора в размере 100 рублей в день с человека. Соответствующий законопроект будет рассмотрен сегодня в первом чтении в Госдуме. Парламентарии и турбизнес опасаются, что новый налог снизит популярность российских курортов. Станица Голубицкая — это не Париж Законопроектом, внесённым Правительством, предлагается с 1 января 2018 по 1 января 2022 года провести в четырёх регионах — Крыму, Алтайском, Ставропольском и Краснодарском краях — эксперимент по взиманию курортного сбора. Заместитель министра по делам Северного Кавказа Олег Хацаев 22 июня на заседании Комитета Госдумы по труду и соцполитике рассказал, что сбор пойдёт в региональный бюджет. Полученные средства будут концентрироваться в фонде, деньги из которого могут идти только на строительство или ремонт объектов курортной инфраструктуры. Ряд категорий граждан освободят от уплаты сбора, при этом регионы смогут ввести и свои льготы. Олег Хацаев подчеркнул, что идея о взимании курортного сбора соответствует международной практике и что реализация законопроекта не потребует затрат из федерального бюджета. Глава Комитета по труду и соцполитике, заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов, в отличие от замминистра, уверен, что новые функции повлекут затраты из федерального бюджета. Он обратил внимание, что в ходе реализации законопроекта могут возникнуть проблемы. Главная из них состоит в том, что из правового поля «выпадает» частный сектор и основная налоговая нагрузка ляжет на гостиницы, пансионаты и санатории, которые в конечном итоге будут вынуждены поднять цены на туры. «Сегодня Турция демонстрирует агрессивную политику и даже демпингует, чтобы привлечь всё больше российских туристов, а Россия и так недостаточно активно ведёт конкурентную борьбу — как с Турцией, так и с Азией и Европой», — сказал Ярослав Нилов. В Европе тоже есть курортный сбор, согласился Ярослав Нилов. «Но нельзя сравнивать центры мирового туризма, такие как Рим, Париж, Куршавель, и, например, станицу Голубицкую Краснодарского края, где совершенно разный уровень туристов», — рассуждал депутат. Если сбор снизит турпоток, уменьшатся и другие налоговые поступления — НДС, налог на прибыль. На это обратил внимание представитель ФНПР Виктор Шмаков, назвавший курортный сбор «налогом на легальный бизнес». Ему кажется интересным и вопрос контроля над уплатой сбора. Неужели по пляжу будут ходить полицейские и спрашивать у граждан справки об уплате налога? Пока механизм взимания сбора не определён. 2 млрд рублей составит сумма курортных сборов в Кавказских Минеральных Водах за 5 лет при размере сбора 50 рублей Олег Хацаев согласился, что существует риск оттока туристов. Но в целом, с его точки зрения, отток будет ещё больше, если сегодня не ввести курортный сбор и не заниматься на собранные деньги созданием современной инфраструктуры на российских курортах. «Через два-три года увидим итоги реализации законопроекта», — пообещал заместитель министра по делам Северного Кавказа. Сколько денег удастся собрать, зависит от того, какую ставку установит регион. По предварительным подсчётам, в Ставропольском крае выйдет один миллиард рублей в год. Если на Кавказских Минеральных Водах будет введён курортный сбор 50 рублей с человека в сутки, то за пять лет наберётся примерно два миллиарда рублей, подсчитали в министерстве. Сбор должен быть единовременным и идти в местный бюджет Председатель Российского союза туриндустрии, член правления РСПП Сергей Шпилько считает, что сложно найти более несвоевременный момент для введения курортного сбора: в 2017 году за границу выехали на 27 процентов больше россиян, чем в прошлом году, идёт снижение спроса на российские южные курорты. Шпилько предложил отложить вступление закона в силу до момента завершения обязательной классификации гостиниц, пансионатов и других средств размещения, которая должна завершиться до 2021 года. Российский союз туриндустрии также выступает за то, чтобы сбор был единовременным — как единый платёж за один заезд, независимо от времени пребывания человека на курорте. Кстати, именно такой — единовременный сбор — существует в Европе. Большинство участников заседания комитета сошлись во мнении, что сбор должен идти не в региональный, а в местный бюджет, ведь этот налог направят на развитие инфраструктуры муниципального образования. Но в законопроекте предлагается создать специальные фонды, подчинённые высшему органу исполнительной власти субъекта, а муниципалитеты остаются за бортом. «Получается такая ситуация: фонд накачивается, муниципалитеты ничего не получают, и губернатор распределяет средства на своё усмотрение, — сказал Ярослав Нилов. — Здесь возможны злоупотребления». Результат реализации законопроекта в случае его принятия будет отрицательным, уверен депутат от «Справедливой России» Олег Шеин. Он напомнил, что курортный сбор уже действовал и был отменён в 2004 году, потому что издержки его администрирования превышали потенциальные доходы, которые могли бы быть. К тому же предлагается ввести слишком высокий налог на отдых — наравне с Европой. Но в Европе курортный сбор зависит от уровня отеля, а европейские зарплаты в несколько раз выше российских. Совет Федерации предлагает передать решение по курортному сбору на уровень регионов Комитет по труду и соцполитике считает, что законопроект нуждается в серьёзной доработке с учётом анализа социальных последствий и экономических рисков. Также в комитете считают нужным учесть положения законопроекта, внесённого 20 июня заместителем руководителя фракции КПРФ Николаем Коломейцевым. Он предложил взимать курортный сбор не с туристов, а с юридических лиц и предпринимателей — по ставке от 0,01 до 0,1 процента дохода от продажи туристических услуг. Каким будет налог, должны решать муниципальные власти, считает депутат. По его подсчётам, годовые поступления в бюджет от введения такого налога составят для Краснодарского края 4,23 миллиарда рублей, Ставропольского края — 1,3 миллиарда, Алтайского края — 0,97 миллиарда и для Крыма — 0,47 миллиарда рублей. Вероятно, на пленарном заседании вокруг законопроекта развернётся жаркая дискуссия. 21 июня инициативу рассмотрели на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Законопроект был одобрен, хотя глава комитета Андрей Макаров назвал его «безграмотным». Члены комитета отметили, что из текста законопроекта нельзя понять, есть ли у региона возможность отказаться от проведения эксперимента. Вызвал вопросы механизм уплаты сбора, а также то, почему налог пойдёт в региональный бюджет. В Совете Федерации тоже считают, что документ нужно доработать. «Законопроект даёт плохой сигнал бизнесу, но при этом средств на развитие инфраструктуры недостаточно», — сказал глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Он поддерживает концепцию законопроекта, но уверен, что надо дать регионам право самим определять срок и необходимость проведения эксперимента, а также процедуру сбора налога.