Муниципальная реформа Южного Урала: «обязательства есть, полномочий — нет»

Проведенная муниципальная реформа в Челябинской области не оправдала ожиданий для многих действующих субъектов в регионе. Об этом заявляют депутаты и эксперты, передает корреспондент ИА REGNUM. Встреча челябинского сообщества «Экспертный клуб» состоялась в клубе «Арома де куба» сообщает издание cheltoday.ru. Эксперты и депутаты Челябинской городской думы высказали свои точки зрения, многие из которых сводились к оценке неэффективности проведенной муниципальной реформы. Так, политолог Алексей Ширинкин сообщил, что затеял реформу МСУ Михаил Юревич, когда переходил с должности мэра Челябинска на губернаторский пост. «Системная логика есть. Завел систему элит среднего звена. Она создает такое унтер-офицерское звено. Денег немного у районных депутатов, но есть инструмент запросов», — заявил эксперт. Алексей Ширинкин назвал «большим минусом» отсутствие выборности мэра. «Получается размывание ответственности: мэра не выбирал ни один горожанин», — пояснил Алексей Ширинкин. Другой политолог, Сергей Зырянов, считает, что критерием эффективности деятельности депутатов может быть рост численности населения района. При этом он отметил, что наблюдается неравномерность в финансовом обеспечении районов Челябинска. Так, Центральный район, в расчете на жителя, получает в свой бюджет в четыре раза больше средств, чем Тракторозаводский. «Изменение формы не дает каких-то результатов в изменении социальной жизни населения. Но пока изменилась только форма, содержательных изменений не произошло. Инициатором была власть, которая решала свои текущие задачи. Появились поправки в закон, 30 регионов изучали, будут ли они переходить на такой формат. Восемь активно прорабатывали, готовились. В ряде регионов, в Екатеринбурге, например, население на дыбы встало. А в Челябинске в 2014 году пришел к власти новый губернатор, и чтобы показать, что он новатор, реформа была проведена», — заявил Сергей Зырянов. Политолог Александр Мельников в своей оценка результатов реформы МСУ предложил не спешить с выводами, а еще дать время на ее реализацию, и посетовал, что тех, кто раньше отстаивал идею реформы, нет во власти. «Я бы не сбрасывал со счетов роль личности в истории. Когда был вице-губернатор Николай Сандаков, он отстаивал эту идею. Были консультации и добро со стороны управления внутренней политики администрации президента, и там тоже сейчас другие люди. Что касается оценки успешности, для России прошел очень маленький срок», — сказал Александр Мельников. Депутаты, участвовавшие в обсуждении сошлись во мнении, что депутатам районных Советов категорически не хватает полномочий, при наличии обязанностей. «В депутатском корпусе сейчас есть настроения, чтобы вернуть все обратно. Есть и второй путь: все изучить и переработать. Это должен сделать политический блок губернатора. Проблемой стало то, что в районах много депутатов, и они столкнулись с тем, что там надо регулярно работать, ходить на комиссии. И все чаще задают вопрос: тогда давайте нам платите. Ведь профессионально работать на непрофессиональной основе невозможно», — сообщил депутат челябинской гордумы Дмитрий Довженко. Источник в администрации Челябинска пояснил, что недостаток полномочий можно устранить передачей финансовой самостоятельности внутригородским районам — районным советам и администрациям, в том числе по самостоятельному определению налогообложения. Однако, если «тему стронуть с места», то самостоятельным налогообложением дело может и не закончиться. «Социалка сразу ляжет на плечи жителей — строительство школ, дорог и прочее. Да и вопрос кадров остается открытым. Депутатский мандат подразумевает общественную деятельность. Компетентности там мало и желания бороться с некомпетентностью тоже. Если предусмотреть еще денежное содержание районных депутатов, то ничего фактически не изменится. В целом можно сказать, что реформа местного самоуправления потерпела фиаско: во-первых, реальная власть, то есть финансовая самостоятельность, не передана районным органам местного самоуправления, во-вторых, депутаты городской думы не избираются жителями, а избираются депутатами районных советов из своего состава, и в-третьих, глава города назначается по конкурсу, проводимому городской Думой, то есть жители участвуют формально: «мы выбрали своих представителей — депутатов, мы им доверяем, в том числе, доверяем им выбор главы города», — пояснил источник в администрации города Челябинска. Из плюсов источник отметил лишь то, что, если исходить из добросовестной работы депутатов в округах, — они действительно стали ближе к народу, но здесь вопрос упирается в добросовестность депутатов, а при отсутствии денежного содержания и при низкой компетентность избранников, их возможности минимальные. Напомним, в 2014 году в Челябинской области стартовала реформа местного самоуправления (МСУ). Преобразования в первую очередь затронули Челябинск. Челябинский городской округ был поделен на семь муниципалитетов внутри города, которые территориально совпадают с городскими районами. В каждом муниципальном образовании появился Совет депутатов. В шести района Челябинска избрано 25 депутатов, кроме Центрального, в котором их 20. Главу администрации района на конкурсной основе назначают депутаты. Формирования Челябинской городской Думы происходит из числа районный советов, которые делегируют по семь человек из своего состава в Гордуму Челябинска. Городская дума состоит из 49 депутатов (ранее 37). Депутаты представительного органа Челябинска выбирают главу города, а также назначают главу администрации. Подобная схема реализована в районах Челябинской области. Выборными остались лишь главы сельских поселений. Челябинская область является пилотным регионом по реализации реформы МСУ. Отметим, несистемная оппозиция Южного Урала выступает категорически против реформы, и периодически поднимает вопрос о необходимости прямых выборов глав муниципалитетов. Несколько раз по вопросу выборности мэров южноуральских городов оппозиционные лидеры пытались инициировать референдум, но пока им не удалось этого сделать. Ранее по теме: В Челябинске завершена реформа муниципального образования, на очереди — область