Самоизбранный народ
Мария Башмакова присмотрелась и прислушалась к участникам «Имперского форума» в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург -- колыбель трех русских революций. К столетию второй из них, 11 марта 1917-го (26 февраля по старому стилю), монархисты приурочили "Имперский форум". "Огонек" присмотрелся: кто сегодня в России поднимает имперский триколор и тоскует по монархии? Белые колонны, имперские черно-желто-белые флаги, плакаты с героями (верными Отечеству и государю) и антигероями: (изменниками-февралистами)... Стилистику "Имперского форума" в "Георгиевском" (разумеется!) зале Конгресс-холла на Васильевском острове организаторы подобрали тщательно и со значением. Само мероприятие посвящено итогам Февральской революции (формулировка оригинала: "Столетие Февральского переворота. От катастрофы к возрождению"). Но речь не только об "отправной точке русской цивилизационной катастрофы, продолжающейся до настоящего времени". Речь и о "поисках путей роста традиционной русской государственности", то бишь о тактике на будущее. При этом с настоящим прошлое перемешено основательно. Скажем, на мониторе -- кадры фильма о Февральской революции. Тут же столики с "сопутствующими товарами": флажки и книги "дружественных организаций", которые рассказывают о ГМО, нынешних событиях на Украине или о Павле I, радетели памяти которого осторожно проводят идею канонизации. На проведение форума скинулись две организации: Русское имперское движение (РИД) и Координационный совет патриотических сил Санкт-Петербурга. Свои размышления о Феврале представили 14 докладчиков, посетителей было около 200. Впрочем, на данном этапе, считают организаторы, важна не численность. "На форум придет элита национально-консервативных политических и общественных сил",-- обещало видео, выложенное на сайте Русского имперского движения накануне события. Ролик был записан в штаб-квартире РИДа (по совместительству в фирме координатора Русского имперского движения в Петербурге Станислава Воробьева) на Большом проспекте Петроградской стороны. Кто такие имперцы "Имперский форум" -- это впервые, но опыт все же имеется: в 2011-м РИД организовывал "Имперскую ассамблею". Говорили на той ассамблее о легитимности. И пришли к выводу: официально Российская империя не прекратила существования, попросту говоря, формально "монархия существует". Что касается Русского имперского движения, то оно, конечно, сильно моложе. -- РИД ведет отсчет с 2002-го, с момента выхода первого своего журнала "Имперский курьер" (орган Русского имперского движения). Тогда скооперировалось несколько организаций в Санкт-Петербурге: Российский имперский союз-орден, представители которого, эмигранты первой волны -- братья Дмитрий и Константин Веймарны, приехали из Канады; Всероссийская партия монархического центра, а также мелкие участники в виде редакций "дружественных СМИ",-- перечисляет Станислав Воробьев. Ему 56 лет, он юрист, возглавляет собственную юридическую фирму. К православию пришел лет 20 назад, позже осознал себя монархистом и русским националистом. Считает, что православие в русском человеке заложено генетически и реализуется в "этических ценностях". РИД, объясняет Воробьев, сетевая организация, не иерархическая: в каждом городе свое отделение. Проект низкобюджетный, существует, по словам руководства, на добровольные пожертвования и средства от доходов издательства (выпускает книги, газету). Есть сайт, группы в соцсетях ("В контакте", например, в группе РИДа 9796 человек, правда, сколько из них реальных монархистов, а сколько диванных и ботов -- вопрос). В общем, интерес есть. А вот членского учета нет. Поддерживает националистов-монархистов (так они себя позиционируют) партия "Великая Россия", но, говорит Воробьев, только идеологически. Об имперском движении в целом он рассказывает "соборно" -- через "мы": -- РИД имеет облачную структуру, в нее входят десятки городов,-- говорит Воробьев.-- Но точного числа членов не назовет никто. Достаточно объявить себя сторонником РИДа. Руководство РИДа на местах не принимает новых членов, но может поставить вопрос об их публичном исключении при совершении порочащих организацию поступков. Скажем, при смене православной веры. Наша организация политическая, следовательно, предполагает взятие власти. Это цель стратегическая, подразумевающая восстановление традиционной российской государственности. Тактика куда шире: просвещаем население, рассказываем об истории Российской империи. Мы считаем русский народ вторым богоизбранным после израильского. Мы, русские, новые иудеи! Но богоизбранность -- это крест, этому званию нужно соответствовать. Если бы мы соответствовали 100 лет назад этому статусу, революции не было бы. К счастью, грязь с человеческой и коллективной души можно смыть покаянием. Внутри душа всегда чистая... Монархисты признают традиционные ценности. Не приемлют ростовщичества (с их точки зрения, кредитные учреждения должны предоставлять средства рисковым участием, то есть должны становиться дольщиками заемщиков, если считают дело стоящим). Кроме того, члены движения не признают гомосексуальные союзы, участвуют в митингах против ЛГБТ, выступают за усиление борьбы с этнопреступностью, за запрет ювенальной юстиции и ратуют за защиту русского языка. В ближайших планах монархистов ряд мероприятий, которые можно назвать традиционными. Это молитвенное стояние у Спаса на Крови в честь столетия явления почитаемой Богородичной иконы Державная (15 марта -- день памяти отречения Николая II); 20 мая (в день рождения Николая II) там же планируется крестный ход. А на 12-17 июля намечен крестный ход "по царским местам", который завершится у того же Спаса на Крови. -- Когда общество будет ориентировано на традиционные ценности, власть созовет Всероссийский земский собор для определения новой династии,-- убежден Станислав.-- Но либеральная власть -- наши идеологические противники. Воробьев считает, что человек приходит к традиционным ценностям, когда "возрастает умственно". При этом возможность заимствовать лучшее у других стран монархисты допускают, но "не меняя своих ценностей". Будущее России? Станислав видит его в восстановлении империи. На вопрос о поисках государя отвечает вопросом: начинать дом нужно с крыши или фундамента? Из чего мораль: готовить нужно фундамент, то есть общественное мнение. По мысли Воробьева, общество не просто дозрело до монархии, а перезрело. Идеи коммунистов и либералов могли воплотиться, но не случилось, народу это не понравилось. Значит, упования -- на монархию. А монархия -- это, говорит монархист, прежде всего отеческое отношение власти к народу. И поясняет: на генетическом уровне русский народ монархист и в толще своей ждет от государства отеческого отношения. Себя Станислав от толщи не отделяет и говорит, что в случае наступления монархии Русское имперское движение будет распущено, так как, разбудив народ, подобно Герцену, оно выполнит свою задачу. Сам Воробьев на роль помазанника божьего не претендует. В режиме ожидания Поговорить о чаяниях русского патриота собралась серьезная публика: мужчины от 30 до 75, большинство с бородами, как и подобает традиционалистам. Помимо мирских и штатских привлекали внимание православные священники, чтец единоверческой церкви (не путать с РПЦ и староверами!), парни в камуфляже с нашивкой Новороссии и седой казак, оказавшийся войсковым старшиной. Революция и империя -- думы государственной важности, занимающие умы мужчин: дам в зале было наперечет. А докладчицей и вовсе была одна Валентина Боброва, координатор Национально-консервативного движения из Москвы. Начали с молебна за царя и Отечество и панихиды об убиенных за веру, царя и отечество (на столе организаторов стояла икона Божией Матери Державная, любимая российскими монархистами). Завершилось мероприятие тоже общей молитвой, после чего батюшка обратился со словом к пастве. Говорил кратко, но пылко -- о потомках октябристов и февралистов, которые обосновались в СМИ. И почему-то решил, что Сталина "забыли", а Николая II -- нет. Под конец речи призвал защищать государя, который, впрочем, в этом не нуждается. При упоминании государя мой сильно пожилой сосед умиленно крестился. Элиту обещали, и она приехала. Субординацию монархисты соблюдают: заседание открыл самый пожилой и родовитый гость -- князь Дмитрий Шаховской, прибывший с супругой из Парижа. Докладчики много говорили о русофобии Запада, "потерянной России", предательстве белых генералов. Делали они это тихо, мирно и без скандалов. Исключение составил, пожалуй, лишь диакон Владимир Василик, пожалевший, что в 1917-м не нашлось человека, способного подавить революционные толпы броневиками, и что в Петрограде "не устроили голодовку", дабы революционеры приползли к царю на коленях. А все из-за "либерального расслабления мозгов". Отец Владимир (он свое время заявил, что место хулителей президента России "у параши") не обманул ожиданий -- жег словом, аки мечом. А еще убежденно говорил о рейтинге президента -- высоком, по его мнению, в отличие от рейтинга Николая II. Не забыл и об оппозиции: -- И сколько бы ни протестовали протестуны в норковых шубах, народ за собой они не поведут! Нам нужна великая Россия! -- Аминь! -- откликнулся зал. Рефреном поднимался на форуме и вопрос о чистоте крови. Сначала делегат от партии "Великая Россия" (ей дважды было отказано в регистрации.-- "О") напомнил, что русские -- народ богоизбранный. Мессианскую мысль развил Станислав Воробьев, объяснив: чтобы почувствовать себя богоизбранным, достаточно помнить, что в тебе есть хоть капля русской крови. Режиссер Александр Иванов-Сухаревский, потомок "казачьего оплота империи", пошел дальше всех. Напомнив, что "русский народ -- имперский народ", и определив себя как "империалиста, нетерпимого к иноверцам и инородцам", он сделал вывод, что Российская империя рухнула из-за "недооценки чистоты крови". Был скандал, но оратор получил свою порцию аплодисментов. Когда запах ладана перебили пирожки, собрание прервалось на трапезу, кстати, скромную: вода "Святой источник", сок "Моя семья" -- гастрономические излишества не искушали в постный день патриотов. Выступающие подкреплялись, а я их расспрашивала. Вот ряд суждений, которые произвели впечатление. Николай Арутюнов, лидер движения "Северная Евразия", которое обещает построить в РФ "справедливое и жизнеспособное общество, основанное на этике традиционных ценностей", определил, что народ ведом властью, которая рождает национальную идею. И сделал вывод: царя надо заслужить. Николай Трущалов, представитель РИДа, объяснил, что осознал себя монархистом-националистом в 22 года. Сейчас ему 37 лет, Николай считает, национально-монархические взгляды с каждым годом набирают популярность в российском обществе. Впрочем, его соратник из монархического объединения "Союз русского народа" (сам Трущалов считает его полувиртуальной организацией) и вовсе говорит, что численность -- это "секретная информация". Как следует из выступлений, одной только информподготовкой и теорией имперское движение не ограничивается. В активе -- свое военизированное подразделение, бойцы которого воевали в ДНР и ЛНР на стороне Новороссии. Всего около 300 человек. Есть при РИДе и спортивные секции для взрослых и детей, а еще армейский интенсив для взрослых: 16 тысяч рублей за неделю. Начальник штаба "Имперского легиона" -- 39-летний Денис Гариев. Его, историка, к монархии привела вера, а военная подготовка осталась с армии. Бойцы "православного подразделения" воевали в Донбассе за... Российскую империю, подтверждает Денис и поясняет: -- Вопрос монархии не людьми решается: когда воля Божья будет -- будет и монархия. Но нужно быть готовыми... И они ждут -- и чуда, и тайны, и новой династии, оглядываясь в прошлое, заглядывая в будущее и пытаясь нащупать опору в настоящем. Ждут давно и преданно. Вот только чего дождутся? Мария Башмакова, Санкт-Петербург