ФСБ России берет под контроль выдачу удостоверений летчиков
В Воздушный кодекс РФ до конца года будут внесены изменения, которые введут установленный Минтрансом совместно с ФСБ России новый порядок выдачи удостоверений членов экипажей воздушных судов. Все коммерческие и частные пилоты, а также бортпроводники будут проверяться на возможную причастность к экстремистской деятельности или терроризму. В контур безопасности уже входят авиадиспетчеры и аэропортовый персонал, принимаемые на работу только после одобрения ФСБ. Министерство транспорта России разработало изменения в Воздушный кодекс (ВК), направленные на предотвращение экстремистской и террористической деятельности. Законопроект был подготовлен совместно с ФСБ России по поручению аппарата правительства РФ от 15 августа 2016 года. Дополнения вносятся в статью 53 Воздушного кодекса, регламентирующую допуск к работе авиационного персонала. Суть инициативы сводится к тому, что оформление, выдача, применение и изъятие удостоверения члена экипажа воздушного судна осуществляется в порядке, установленном Министерством транспорта по согласованию с ФСБ России. В ВК будет отмечено, что «удостоверение члена экипажа не оформляется и не выдается лицу, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. При включении в этот перечень лица, которому ранее уже было выдано удостоверение члена экипажа, оно подлежит изъятию». Данный перечень введен Федеральным законом от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Перечень формирует Федеральная служба по финансовому мониторингу на основании информации государственных органов, к числу которым относятся Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Министерство юстиции РФ, ФСБ России, МВД России, а также Министерство иностранных дел России. В настоящее время законопроект находится на этапе общественных обсуждений и проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Согласно утвержденному плану законопроектной деятельности Минтранса, законопроект будет представлен в правительство РФ в июне этого года. В сентябре его планируется внести на рассмотрение в Государственную думу. В транспортном ведомстве «Известиям» не прокомментировали законопроект. В ФСБ также от комментариев воздержались. — Очевидно, что речь идет об ограничениях для людей, от которых может исходить террористическая угроза. Поэтому данная инициатива выглядит вполне оправданным решением. Конституция РФ допускает введение федеральными законами подобных ограничений прав граждан, — заявил «Известиям» директор Института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов. Под действие законопроекта подпадают пилоты и бортпроводники любых типов самолетов и вертолетов — от больших магистральных лайнеров до небольших аппаратов малой авиации. Таким образом, под контролем органов безопасности окажутся и обычные частные пилоты-любители. Член правления общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов «АОПА-Россия» Александр Евдокимов надеется, что новые меры безопасности не создадут дополнительных сложностей при получении «пилотских корочек» и не приведут к лишней бумажной волоките. — Мы абсолютно не против этих проверок. Но мы будем против дополнительной бюрократии, если она появится на пути получения пилотского свидетельства, — отметил Евдокимов в разговоре с «Известиями». Как пояснил «Известиям» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, в авиации проверку ФСБ всегда проходили авиадиспетчеры. Аэропортовый персонал, занимающийся обслуживанием воздушных судов, по словам эксперта, также проходит проверку при приеме на работу. — Но следует, пожалуй, обратить внимание еще и на систему проверки персонала технических центров, обслуживающих воздушные суда, — добавил Роман Гусаров. В настоящее время, согласно ВК, к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Никаких дополнительных требований к получению удостоверения члена экипажа нет.