Войти в почту

Выборы Главным бенефициаром прошедших в Петербурге парламентских выборов стал лидер региональной "Единой России" и спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров. Не допустив избрания людей, способных составить ему серьезную оппозицию, он получил ресурс в виде полностью лояльного парламентского большинства, который теперь использует для расширения собственного политического влияния, а заодно -- полномочий Законодательного собрания. Мария Карпенко За три дня до парламентских выборов в Петербурге представители четырех конкурирующих партий совершили символический жест -- дали залп из пушки Нарышкина бастиона "в знак честных выборов". В числе заключивших таким образом сделку с председателем региональной "Единой России" Вячеславом Макаровым были член ЛДПР Олег Капитанов, справоросс Марина Шишкина и лидер списка Партии роста (объединившей под своим брендом беспартийную парламентскую оппозицию) Оксана Дмитриева. Спустя три дня стало известно, что Марина Шишкина потеряла мандат (а ее партия -- три четверти фракции в ЗакСе), Оксана Дмитриева не прошла в Госдуму (и провела в ЗакС всего двоих своих сторонников), а однопартийцы Олега Капитанова не смогли победить даже в тех округах, где не имели конкурента от правящей партии. "Выстрел оказался холостым", -- заявила впоследствии журналистам Оксана Дмитриева, комментируя итоги выборов, которые Партия роста признать отказалась. Эта история описывает сценарий, по которому в Петербурге прошли последние выборы в региональный и федеральный парламент. Кампания носила непубличный характер и целиком строилась на внутриэлитных договоренностях, позиции отвоевывались не в публичном поле, а в кулуарных переговорах. Даже баллотировавшийся от Партии роста Максим Резник, которого сняли с выборов в ЗакС в округе на Васильевском острове, не стал обжаловать отказ в регистрации. Последовательный и жесткий оппонент смольнинских руководителей из "внутриполитического блока", он, комментируя свой недопуск до выборов, ограничился обвинениями в адрес чиновников районной администрации. Отказавшись от скандала и пожертвовав сильным одномандатником, Партия роста обеспечила себе регистрацию партийного списка на выборах в ЗакС (которая произошла не без участия Вячеслава Макарова). Однако вряд ли Оксана Дмитриева, последние несколько созывов не покидавшая Госдуму, ожидала, что один мандат по этому списку придется взять и ей тоже. Понадеявшись на кулуарные договоренности, многие кандидаты пренебрегли другими компонентами кампании и тем самым сделали себя уязвимыми перед нарушением этих договоренностей. Эталонный пример, помимо проигравшей малоизвестному единороссу Михаилу Романову Оксаны Дмитриевой, -- это смольнинский чиновник с обширными связями на федеральном уровне Егор Тратников (шел от ЛДПР), который при отсутствии в округе кандидата от "Единой России" и малейшей активности конкурентов проиграл справороссу Александру Егорову. Любые конфликты, которые могли бы выйти на поверхность непосредственно перед выборами и повлиять тем самым на исход голосования, были пресечены на корню во время праймериз "Единой России". Кандидаты, выдвижение которых могло привести к невыгодным для Вячеслава Макарова последствиям, были тщательно отфильтрованы. Стоит вспомнить, что во время праймериз по отбору кандидатов на выборы в Законодательное собрание списки претендентов, выразивших желание баллотироваться, не публиковались на протяжении двух недель -- этот временной лаг нужен был единороссам для того, чтобы провести переговоры с кандидатами и правильно расставить их по округам, предопределив тем самым конфигурацию будущей кампании. И такая "премодерация" лидером петербургского парламента осуществлялась не только в отношении региональных выборов, но и в отношении выборов федеральных. Яркий тому пример -- ситуация с заместителем главы аппарата Госдумы Юрием Шуваловым (близким к Борису Грызлову), который был намерен выдвигаться по Южному (N 218) округу, однако проиграл праймериз экс-депутату ЗакСа Виталию Милонову (который объявил о своем желании баллотироваться в последний момент). Кандидаты в депутаты Госдумы утверждаются на федеральном уровне, и вмешательство региональных властей в процесс их выдвижения не приветствуется. Однако на протяжении кампании Вячеслав Макаров демонстрировал пренебрежение спущенными из Москвы установками. Это отчетливо проявилось, в частности, на примере ситуации в Центральном одномандатном думском округе (N 216), который федеральное руководство "Единой России" расчистило под коммуниста Владимира Бортко. Что нарушило планы господина Макарова, который намерен был избрать по этой территории свою близкую соратницу, главу муниципалитета "Измайловское" Ольгу Бубнову. В итоге Владимир Бортко поддержки от региональной "Единой России" не получил, зато получил конкурента -- кандидата от Партии роста Максима Резника, одного из самых близких к Вячеславу Макарову политиков. В итоге главным победителем предвыборной гонки и бенефициаром всех договоренностей -- как сработавших, так и нарушенных -- стал Вячеслав Макаров, который не допустил в ЗакС ни одного человека, способного стать для него серьезной оппозицией. Ресурс в виде лояльного парламентского большинства он использует для усиления собственного политического влияния. На первом же заседании ЗакСа нового созыва спикер заявил, что собирается выступить с инициативой, расширяющей возможности участия парламента в процедуре назначения глав местных администраций (сейчас этот процесс подконтролен преимущественно Смольному). Что более важно, в прошедшей сессии комиссия по городскому хозяйству под руководством Сергея Никешина пролоббировала поправки в закон о градостроительной деятельности, которые закрепляют за парламентом право утверждать программы комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Поправки были одобрены комиссией несмотря на резкий протест со стороны Смольного: чиновники полагают, что утверждение программ комплексного развития -- прерогатива исполнительной власти. В этих программах прописываются все мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции инфраструктурных объектов в городе, то есть эти документы напрямую связаны с адресной инвестиционной программой должны, а значит, будут учитываться при формировании городского бюджета. Таким образом, городской парламент получает дополнительные возможности по перераспределению финансовых потоков и лоббистский ресурс в градостроительной сфере. Удержал Вячеслав Макаров контроль и за всеми городскими территориями. По завершении парламентской кампании "Единая Россия" начала проводить выборные конференции в своих районных отделениях. В некоторых районах процесс сопровождался конфликтами: контроль над партийными ячейками хотели получить избранные от региона депутаты Госдумы. Возглавить отделение в Красносельском районе намерен был Сергей Вострецов, который находится в натянутых отношениях с господином Макаровым. Однако в результате аппаратной работы спикеру удалось оставить ячейку за куда более лояльным депутатом ЗакСа Евгением Никольским. Виталию Милонову не удалось сохранить контроль за отделением в Кировском районе, на посту главы ячейки его сменил один из самых близких к господину Макарову депутатов ЗакСа Денис Четырбок. Сформировав полностью подконтрольное руководство районных отделений, Вячеслав Макаров решил закрепить успех и самому переизбраться на посту секретаря региональной "Единой России". Сделал он это почему-то тайно, строго запретив делегатам выборной конференции разглашать вопросы повестки -- вероятно, хотел исключить любую возможность конфликтов, чтобы ничто не омрачало триумф. Ближайшее сражение за влияние на региональную политику развернется весной наступившего года: Смольному и ЗакСу на паритетных началах предстоит сформировать новый состав городской избирательной комиссии. От того, чьих людей там окажется больше, зависит сценарий ближайшей кампании в регионе. При штатной ситуации следующие выборы -- губернаторские -- должны пройти в Петербурге через два года.

Тщательная отфильтровка
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге