Бюджеты в регионах: чего хотят мэры

В условиях кризиса, когда особенно остро ощущается дефицит бюджетных средств и отдельные регионы, чтобы удержаться на финансовом плаву, идут на непопулярные социальные решения, нарастают конфликты при формировании бюджетов. О проблемах публично заявляют органы местного самоуправления, акцентируя внимание на высокой закредитованности и опасно растущих муниципальных долгах. В том числе виня в этом и региональные власти, которые вынуждают принимать не обеспеченные финансово расходные обязательства. Один за другим мэры требуют у губернаторов пересмотреть межбюджетные отношения, иные муниципалитеты переходят в открытое противостояние. Великий Новгород, Иркутск, Новосибирск, Улан-Удэ — города, которые уже вошли в резонансную федеральную повестку, передаёт корреспондент ИА REGNUM. ЧЕБОКСАРЫ Вопрос о необходимости пересмотра межбюджетных отношений ставят даже лояльные руководители региональных центров, предпочитая лавировать и договариваться. Так, глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков, ещё летом отчитываясь о работе за I полугодие 2016 года, особое внимание акцентировал на растущем муниципальном долге: главный налоговый донор республиканского бюджета вынужден наращивать объём коммерческих кредитов, чтобы обеспечить выполнение всех обязательств, в том числе возложенных на него республикой. Бюджет на 2017 год чебоксарские власти сверстали без дефицита: согласно проекту, доходы и расходы столицы предлагается утвердить в размере 6,854 млрд рублей. Доходы меньше уровня 2015 года на 18,4%. Сколько стоит долг За последние 5 лет муниципальный долг Чебоксар увеличился почти вдвое и к началу 2017 года прогнозируется в размере 2,204 млрд рублей (71,7% к собственным доходам). Стоит отметить, что обслуживание муниципального долга, в структуре которого почти 87% занимают банковские кредиты, стоит практически столько же, сколько и государственного долга Чувашии, который более чем в 7 раз превышает долг Чебоксар. Как известно, с обвалом рубля и ростом банковских ставок федеральный центр стал замещать регионам дорогостоящие коммерческие кредиты бюджетными, к тому же снизив процентную ставку в 20 раз — с 2% до ничтожных 0,1%. Поэтому сегодня в госдолге республики — 88,4% это бюджетные кредиты и только 3,6% — коммерческие. В чувашской столице всё в точности до наоборот, при этом процентные ставки по банковским кредитам за три года возросли с 7% до 12,5%. Структура долгов Чувашии и Чебоксар На 1 ноября 2016 года госдолг Чувашии составил 10,54 млрд рублей — на его обслуживание направлено около 143 млн рублей. Муниципальный долг Чебоксар на ноябрь 2016 года составил 1,48 млрд рублей — на его обслуживание потрачено почти 149,4 млн рублей. Прогнозно на начало 2017 года госдолг Чувашии превысит 16,28 млрд рублей и его обслуживание обойдётся в 220 млн рублей. В Чебоксарах муниципальный долг составит 2,2 млрд рублей при расходах на его обслуживание в размере 176,7 млн рублей. Динамика государственного долга Чувашской Республики и муниципального долга города Чебоксары за 2013−2016 годы тыс. рублей На 01.11.2016 2016 (прогноз) Госдолг Чувашии 9 827 060,1 12 261 576,4 14 290 424,8 10 540 283,8 16 284 487,8 Расходы на обслуживание госдолга Чувашии 409 995,9 415 580,4 354 838,4 142 673,8 220 000 Муниципальный долг Чебоксар 1 606 694,5 1 670 937,9 1 909 703,5 1 482 721,2 2 204 745,4 Расходы на обслуживание долга Чебоксар 100 176,6 92 848,8 154 061,8 149 399,3 176 721 Читайте также: Бремя донора: власти Чебоксар отчитались Как ранее сообщало ИА REGNUM, чебоксарские власти косвенно ставили вопрос о «статусе столицы»: Чебоксары, где проживает половина населения республики и которые формируют доходную бюджетную политику региона, ожидают и равноценного внимания, поддержки и понимания со стороны регионального бюджета. Для погашения муниципального долга и покрытия дефицита бюджета, столица по максимуму использовала дешёвые бюджетные кредиты (по ставке 0,1% годовых): из федерального бюджета Чебоксары получили 300 млн рублей (1/12 объёма собственных доходов), из республиканской казны — 54 млн рублей сроком на 9 месяцев. И если на уровне федерации это — финансовый «потолок», то регионам даны полномочия по увеличению кредитного лимита муниципалитетам. Однако понимания с республикой до настоящего времени не достигнуто, и город вынужден брать коммерческие кредиты — на социальные обязательства и объекты, на инфраструктурные проекты, продолжая наращивать долги и ожидания благосклонности республиканских властей. Чего хотят власти Чебоксар Государственный или муниципальный долг — это не просто бюджетная категория, а вполне конкретные обязательства перед гражданами по созданию комфортной среды проживания, по строительству детсадов, школ и спорткомплексов, мостов, дорог и тротуаров … и, к сожалению, даже повышение зарплат бюджетникам по майским указам президента. Власти всех уровней вынуждены констатировать, что кредиты уходят на «проедание», а не на развитие. Их усилия направлены на вышестоящий уровень: губернаторы ищут финансовой поддержки в Москве, мэры — у глав регионов. Так, для увеличения доходной части городской казны власти Чебоксар просят региональное правительство увеличить норматив отчислений НДФЛ с 22% до 30%, что напрямую сказывается и на объёме налоговых доходов на душу населения: по данному показателю Чебоксары занимали по итогам первого полугодия предпоследнее, 13 место в Поволжье (4,7 тыс. рублей на 1 человека). В числе предложений также — пересмотр методики распределения средств Дорожного фонда Чувашии, 40% которого формируется за счёт столичных автовладельцев, при этом в городскую казну возвращается только 23%. Примечательно, что 4,5-миллиардный Дорожный фонд Чувашии на 1 ноября текущего года был освоен только на 56% (или около 2,54 млрд рублей). В Минтрансе Чувашии рассчитывают, что по итогам 2016 года неосвоенными могут остаться 905 млн рублей, или 20% выделяемой суммы. Кроме того, республика попала в число регионов, к которым были претензии со стороны Счётной палаты России из-за несбалансированных запланированных показателей по вводу дорог. Эксперты отмечают, что с одной стороны, регионы «просят деньги у федерального центра», а с другой стороны — «сидят на мешке с деньгами» и не могут их освоить. При этом в Чебоксарах продолжается реализация таких масштабных дорожных проектов, по которым периодически встают проблемы, как строительство развязки пр. Айги-Фучика, реконструкция и расширение Московского моста, ряда других объектов дорожной инфраструктуры. Читайте также: «Беда»: в Чувашии 2 млрд рублей дорожного фонда не освоены А также: В ряде регионов России низкий уровень исполнения дорожных фондов — СП РФ Регионы наращивают резервные фонды Вместе с тем стоит отметить, что регионы стали создавать свою собственную «подушку безопасности». Наряду с существовавшим в Чувашии Резервном фонде Кабинета министров республики с объёмом на этот год в 60 млн рублей, летом этого года был создан ещё один Резервный фонд Чувашской Республики — сначала с объёмом порядка 560 млн рублей, который затем увеличили до 2 млрд рублей. Минфин считает это «позволит обеспечить стабильность, устойчивость бюджета», заявляя, что на следующий год «средства будут направлены в том числе на прорывные проекты», в том числе на выполнение майских указов президента». Часть экспертов склоняется к тому, что Минфин Чувашии замкнул на себе резервные средства, чтобы «лишний раз не заниматься публичным распределением денег, в том числе муниципалитетам». Читайте также: Резервный фонд Чувашии нужен на «прорывные проекты», включая майские указы Как ранее сообщало ИА REGNUM, столица Чувашии является главным налоговым донором для региональной казны, при этом в муниципальном бюджете остаётся менее 10%: в I полугодии от городских налогоплательщиков поступило 12,1 млрд рублей, из них почти 6,5 млрд рублей ушли в республиканский бюджет, обеспечив ему 65,4% от общего объема налоговых поступлений республики. Ещё 4,5 млрд рублей перечислено в федеральный бюджет. В результате в бюджете Чебоксар осталось всего 1,1 млрд рублей. Если говорить о возврате средств в муниципальный бюджет в виде межбюджетных трансфертов, то в 2015 году из 19 млрд рублей, поступивших в республиканский бюджет, в Чебоксарах было собрано 13 млрд рублей, из них в качестве трансфертов вернулось в город только 4 млрд рублей. ИРКУТСК Пока в одних регионах мэры только пытаются договариваться с губернаторами, в других уже демонстрируют согласие и примирение. В Иркутской области после возникшего межбюджетного конфликта региональная власть пошла на уступки. Губернатор Сергей Левченко внёс поправку в закон об изменении налоговых отчислений в местные бюджеты, которая стала отражением позиции областной власти и мэров муниципалитетов. Поправка предполагает увеличение с 2017 года для городских округов и сельских поселений нормативов отчислений от налогов, взимаемых в связи с применением УСН, до 30%. Бюджету Иркутска это позволит получить дополнительно около 700 млн рублей. Это решение оценили как «компромиссное». Общественники заявили о том, что данный шаг говорит об умении региональных элит договариваться. Читайте также: Принят бюджет Иркутска на 2017 год Напомним, ранее мэр Иркутска Дмитрий Бердников настаивал на изменении сути межбюджетных отношений, акцентируя внимание на необходимости пересмотра методики распределения средств из Дорожного фонда, поступления от налога на физлиц и просил передать 25% налогов от упрощенной системы налогообложения. В местных СМИ сообщалось, что это позволит пополнить городскую казну на 1,7 млрд рублей. НОВОСИБИРСК Мэр Новосибирска Анатолий Локоть предложил внести правки в региональный бюджет и ввести раз в квартал обсуждение с участием городских властей политики межбюджетных трансфертов. Кроме того, Локоть заявил, городские власти столкнулись с необходимостью сдерживать расходную часть бюджета, так как в 2014 году, после перераспределения НДФЛ, Новосибирск лишился 3,5 млрд налоговых доходов. С этого времени ощущается «острейший дефицит бюджета». Читайте также: «Новосибирск почти два года живет без бюджета развития» А также: Глава Новосибирской области попросил не спекулировать на теме НДФЛ «Все наши задачи мы решаем в условиях острейшего дефицита бюджета. На сегодняшний день уменьшение собственных доходов, а также существенное снижение целевых поступлений из областного бюджета приводит к невозможности, без участия вышестоящих бюджетов, самостоятельно продолжать строительство социальных объектов и объектов транспортной инфраструктуры, а также полноценно планировать работу по другим направлениям, приоритетным для развития города. Мы столкнулись с острейшей необходимостью сдерживать объемы расходов», — отметил, в частности, Анатолий Локоть. Градоначальника поддержали и некоторые депутаты горсовета в вопросе «отобранных» миллиардов, заявив, что «ситуацию нужно менять». Вице-спикер горсовета Новосибирска Ренат Сулейманов заявил, что основная причина нехватки средств — несправедливость межбюджетных отношений между муниципальным, региональным и федеральным уровнями. УЛАН-УДЭ Резонансное межбюджетное противостояние произошло в Бурятии, где власти Улан-Удэ вступили в открытое противостояние с региональным правительством. В ноябре глава Бурятии Вячеслав Наговицын «дал поручение проанализировать публичные заявления мэрии о роли правительства РБ в закредитованности Улан-Удэ». «Согласно заявлениям чиновников мэрии и мэра г. Улан-Удэ А.М. Голкова, республиканское правительство неоднократно вынуждало мэрию Улан-Удэ и депутатов горсовета принимать расходные обязательства, не обеспеченные финансированием, что привело к высокой закредитованности», — говорилось в сообщении правительства региона. Читайте также: Долг Улан-Удэ к концу года достигнет 89% от собственных доходов А также: Конфликт между правительством Бурятии и мэрией Улан-Удэ набирает обороты Масла в межбюджетное противостояние подлило заявление и. о. председателя комитета по финансам Татьяны Базякиной, сообщившей, что долговая нагрузка Улан-Удэ на конец 2016 года составит 2 683, 41 млн рублей, или 89% от планируемого объема собственных доходов (3017,71 млн рублей) на 2017 год. Власти Улан-Удэ заявили, что бюджет города «можно разгрузить за 5 лет» при условии, что муниципалитету предоставят бюджетный кредит на замещение ранее взятых коммерческих. Это позволило бы сэкономить средства на обслуживание муниципального долга: обслуживание коммерческого кредита в сумме 1 млрд рублей обошлось бы бюджету в 102−103 млн рублей, а бюджетного — в 1 млн рублей. Однако город «все еще лишен этой возможности». Кроме того, мэр Александр Голков вместе с депутатами горсовета потребовал пересмотра распределения УСН между муниципалитетами. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД «Чрезвычайная ситуация» с бюджетом отмечена в столице Новгородской области: в первом чтении проект бюджета-2017 был отклонён депутатами, наблюдатели отмечают преддефолтное состояние бюджета. В частности, согласно проекту, в Великом Новгороде к концу года муниципальный долг возрастёт с 1,6 млрд до 1,8 млрд рублей (так как надо погасить 220 млн рублей дефицита) — при том, что верхний предел долга составляет 1,86 млрд рублей. В структуре долга 91% составляют кредиты банков, 9% — бюджетные кредиты. Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев подчёркивает, что «без пересмотра межбюджетных отношений Новгород существовать не сможет». Город обеспечивает 70% доходов областного бюджета, при этом получая обратно менее 10%. В частности, он просит правительство региона часть налога на прибыль от новых производств оставлять в муниципалитетах, пересмотреть часть налога на имущество и отчисления от НДФЛ. Ситуацию накаляет противостояние между губернатором Сергеем Митиным и Юрием Бобрышевым (мэра дважды отправляли в отставку и восстанавливали по суду). Читайте также: Мэр Новгорода — властям региона: «Поделитесь, чтобы был стимул развиваться» В интервью ИА REGNUM мэр Юрий Бобрышев отмечает, что нынешняя бюджетная ситуация в Великом Новгороде, «наверное, самая тяжёлая», и «наполовину создана искусственно». «Я знаю, о чём говорю, ведь более 10 лет занимался областным бюджетом — до того как стать мэром, я три созыва был депутатом Новгородской областной думы, где был председателем бюджетного комитета. И я знаю, как можно помочь, а как нельзя. И как это делается, когда хочешь, а когда не хочешь, и когда надо «прижать». Понятно, что таким образом можно неугодных руководителей убирать. Межбюджетные отношения должны стимулировать развитие, а не загонять муниципалитеты в угол. Сейчас же получается так: чем больше мы зарабатываем, тем меньше нам остаётся. Нормально это? Это — ненормально!», — подчёркивает Бобрышев. Читайте также: Загнали в угол: интервью мэра Великого Новгорода Что касается бюджета региона, то в Новгородской области в феврале 2015 года не смогли вовремя погасить задолженность по кредиту ВТБ, и агентством Standard&Poors регион был объявлен допустившим технический дефолт. Перекредитовались, задолженность погасили. На тот момент госдолг был 14,6 млрд рублей — в 2016 году госдолг региона достиг 15,4 млрд рублей, из них более 10 млрд рублей составили бюджетные кредиты (71%). Для того, чтобы Минфин замещал коммерческие кредиты бюджетными, в регионе второй год принимают бездефицитный бюджет.

Бюджеты в регионах: чего хотят мэры
© ИА Regnum