Как на подмосковной даче готовились изменения Конституции СССР
В трехтомнике Эдуарда Кузьмина "Между прошлым и будущим" описываются наиболее драматические периоды в истории нашей страны. Автор, родившийся в 1941 году в Крыму, трудился в Верховном Совете СССР, Госдуме и МИД России, был послом РФ в Уганде и в Хорватии. Он изложил видение исторических событий на основе своего жизненного опыта. Кузьмин демонстрирует самокритичность, наблюдательность и пытливый ум. В доступной и яркой манере он знакомит читателя с политическими деятелями советского периода: Анастасом Микояном, Николаем Подгорным, Андреем Громыко, Александром Яковлевым и Анатолием Лукъяновым. Отдельная глава посвящена Евгению Примакову, который в тот период был министром иностранных дел. Кузьмин особо отмечает, что политика отличала строгая требовательность к подчиненным в сочетании с доброжелательностью и максимальная нацеленность на достижении конкретного результата. В книге есть и настоящие исторические находки для современников. Впервые приводятся детали разработки в 1968-1969 годах на подмосковной даче вдали от суеты проекта новой советской Конституции. Она должна была прийти на смену Конституции СССР 1936 года. Была создана специальная группа ответственных партийных сотрудников и юристов под эгидой ЦК КПСС. Однако из-за "аппаратских игр" реформы не получили развитие. В итоге "записка семи" легла в архив ЦК партии. Страна не созрела для кардинальных изменений, считает автор трилогии. Государственник по убеждениям Эдуард Кузьмин воспринял распад СССР как личную трагедию. В то время он работал послом в Уганде. Дипломат вспоминает непонятное молчание Москвы для прояснения ситуации с ГКЧП. С болью анализирует он перетряску МИД, устроенную при министре иностранных дел Андрее Козыреве, уступки России западным партнерам. Автор непосредственно столкнулся с "парадом суверенитетов" на работе в МИД в департаменте по связям с субъектами Федерации. Он уверен, что сильный Центр и сильные регионы могли и должны стать залогом могущества России. Трилогия иллюстрирована фотографиями из личного архива Кузьмина.
