Укрупнение муниципалитетов на Ставрополье лишит села бюджетов и создаст неудобства их жителям
Константин Козловский, кандидат социологических наук, замдиректора Ставропольского краевого Центра социально-экономических исследований: — В свое время Россия присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления, признав, что в структуре нашего государства должно быть муниципальное самоуправление. Проводя укрупнение муниципальных районов, краевая власть пытается остаться в рамках местного самоуправления, но выстроить вертикаль государственного управления. Есть информационные письма Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы РФ, что создание городских округов на базе районов противоречит Конституции России и духу законодательства. Когда этот законопроект выносили в Думу края на комитет, в информационной записке не было сказано ни слова об экономической составляющей — она не была ни рассчитана, ни предложена. Налицо серьезные затраты на проведение внеочередных выборов, которыми заканчивается каждое укрупнение, это затраты на переоформление, смену вывесок и печатей. И что самое интересное, об этом нигде не говорится, но у жителей района в будущем возникнут вопросы при составлении любых договоров или документов имущественного характера, например, купли-продажи. У людей в паспорте в графе «прописка» указан Кировский район, село такое-то. Но по факту к этому моменту Кировского района уже не будет существовать, а вместо него будет существовать городской округ. При возникновении имущественного спора несоответствие наименования территории с паспортными данными будет прецедентом для отказа в исковом заявлении. Заключая договор с такими паспортными данными, есть риск, что этот договор можно будет признать недействительным. Так что стоит вопрос о тотальной замене паспортов жителей тех территорий, где была проведена реформа. Это новые затраты, и согласия жителей на эти затраты никто не спросил, референдума не проводилось. Упразднены поселковые администрации, и для жителей это означает, что за каждой справкой, по любому местному вопросу, требующему применения муниципальных полномочий, люди уже не смогут обратиться к своему поселковому главе. Все вопросы жителям дальних поселений предлагается решать в единой администрации городского округа. Территории, где прошло укрупнение, лишились административной и финансовой самостоятельности в силу того, что на этих территориях ликвидированы поселковые администрации. Местное самоуправление лишается не просто своих глав, но и своих бюджетов. Есть кардинальные изменения по земельным полномочиям: села теряют право распоряжаться муниципальной землей. Если согласно 131-му закону о местном самоуправлении землей распоряжались главы сельских поселений, то после образования городских округов эти полномочия централизуются в городском округе. Изменяя структуру местного самоуправления, власть обязана учитывать мнение всех жителей района. Для этого существует процедура местного референдума, которого не проводилось. Вместо этого в районах проводились общественные слушания с участием от 20 до 100 человек, которые носили номинальный характер.