Сергей Нарышкин в эксклюзивном интервью «Комсомольской правде»: «Госдума — не коммерческая структура. Золотых парашютов у депутатов нет»

НОВЫЕ ЛИЦА НОВОЙ ГОСДУМЫ Евгений Арсюхин: - Это Радио «Комсомольская правда». С нами Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы VI созыва. С нами Андрей Баранов – заместитель редактора отдела международной политики «Комсомолки», Владимир Ворсобин – политический обозреватель газеты «Комсомольская правда» и я, Евгений Арсюхин, главный редактор радиостанции «Комсомольская правда». Говорить мы будем о выборах. Сергей Евгеньевич, было такое мнение, ощущение, что вот это будут такие важные выборы, потому что будет перезагрузка Государственной Думы. У нас даже на Радио «Комсомольская правда» с января шла программа «Госдума: перезагрузка». Потому что на эту Думу очень много свалится разных внешних вызовов, внутренних вызовов, конечно, хотелось, чтобы туда влили свежую кровь и вложили свежие мозги. Доминирует «Единая Россия», есть КПРФ, есть ЛДПР. В чем заключилась в итоге, на ваш взгляд, перезагрузка Государственной Думы после этих выборов? Сергей Нарышкин: - Сами выборы прошли в формате перезагрузки, как вы говорите, по-новому. В выборах участвовало гораздо большее количество политических партий, чем это было 5 лет назад. Напомню, тогда 7, сейчас – 14. И сами выборы после 9-летнего перерыва прошли по смешанной системе. В итоге в Государственной Думе VII созыва будет 225 депутатов, избранных по спискам политических партий, и 225 депутатов-одномандатников. Вы сами, задавая вопрос, сказали о новых лицах, о новых мозгах. Именно такое произошло, и персональный состав Государственной Думы сменился, лучше сказать, сменится, потому что мы об этом сможем говорить в настоящем времени после того, как официальные итоги будут подведены. Пока мы оперируем все-таки предварительными итогами, хотя они от официальных будут отличаться незначительно, но тем не менее, для протокола, что называется. Персональный состав сменится примерно наполовину, в разных фракциях по-разному. В числе избранных депутатов люди, которые и имеют уже большой, а некоторые и очень большой опыт парламентской деятельности, но будет и много новых лиц, особенно из числа одномандатников. Я еще хотел бы добавить, что проведение именно таких выборов – это одновременно и результат работы Государственной Думы VI созыва, потому что именно Дума VI созыва приняла тот пакет законов, которые мы называем законы по модернизации политической системы, которые сделали более простыми условия создания, регистрации политических партий, участия их в выборах. Но это не только арифметика, это говорит о большей политической конкуренции при организации, при проведении выборов. Это надо признать. И понятно, почему это было сделано. Потому что общество взрослеет, политический ландшафт становится более ярким и многообразным, поэтому необходимо было предоставить право гражданам более точно выбирать те политические партии, которые соответствуют политическим предпочтениям даже довольно небольших групп граждан России. Арсюхин: - WhatsApp у нас уже завалиливопросами. Сергей Евгеньевич, вы, наверное, такое отец родной. Просят вернуть предмет «трезвость» в школы. Баранов: - А что, был разве такой предмет? Арсюхин: - До 17-го года пишут, что был. Спрашивают, будет ли в Крыму процентный коэффициент для госслужащих, жалуются на маленькую зарплату. Вместо Минэкономики, вместо социального блока правительства – всё к вам, хотят, чтобы вы им сделали. Нарышкин: - Если решение требует принятия закона, то это компетенция Государственной Думы VII созыва. И любой законопроект, внесенный любым субъектом права законодательной инициативы, будь то депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, правительство Российской Федерации, будет рассмотрен в соответствии с процедурой. «ЯВКА НА ВЫБОРЫ БЫЛА ДОСТОЙНАЯ» Баранов: - Возвращаясь к самой процедуре голосования. Многие эксперты, наблюдатели, как у нас в стране, так и за рубежом, обратили внимание на недостаточно высокую, по их мнению, явку. Ожидалось, наверное, больше. Даже в Крыму, где, казалось бы, были первые выборы после того, как полуостров присоединился к России, тоже до 50% не дотянули. Как вы объясните это? Некоторые говорят, народ разуверился, равнодушен, ничего это не решит. Другие говорят, наоборот, стабильность, нас все устраивает, мы знаем, что в надежных руках будет в дальнейшем руль управления страной, поэтому можно было и не ходить. Особенно Москва и Питер показали, что не очень хотят. Ваше объяснение? Нарышкин: - Категория высокая или невысокая явка, она довольно относительная. С чем сравнивать. На мой взгляд, явка, я бы сказал так, достойная. Баранов: - По сравнению с прошлыми выборами похуже. Нарышкин: - По сравнению с прошлыми – да, пониже. Я вчера с большим интересом посмотрел на тренд, на динамику снижения явки на парламентских выборах в европейских странах, в странах прежде всего Западной Европы, за последние несколько десятков лет, может быть, за 50 лет. И этот тренд на понижение. Если взять последние лет 5 в странах Западной Европы, явка примерно 35-40-45%. Во Франции была 48%, такая же, как вчера была явка на парламентских выборах в РФ. Поэтому вполне сравнимо, а может быть, можно сказать, что у нас несколько выше, чем в европейских странах. Да, ниже, чем 5 лет назад. Я не исключаю, что и у нас это такой общеполитический тренд, который, наверное, говорит в целом о том, что по мере роста благосостояния постепенно снижается интерес к парламентским выборам. Конечно, хотелось бы, чтобы она была выше. Ворсобин: - Можно добавочный вопрос по этой теме? Вы родились в Ленинграде, это ваш родной город. Вам не обидно, что такая провальная явка именно в Петербурге? Там процентов 30. Такая же примерно явка и в Москве. В итоге в Госдуме нет депутатов, которые представляют средний бизнес. А Москва и Питер – это как раз те города, где среднего бизнеса очень много. Почему люди не идут голосовать на выборах? Они не видят в парламенте какой-то силы, которая, допустим, для среднего бизнеса может решить их проблемы, или они так разуверились в выборах после Чурова? Нарышкин: - Это характерное явление, характерная тенденция для больших городов, а уж тем более для самых больших городов нашей страны, Москвы и Петербурга, - более низкая политическая активность населения. Если помните, я избирался от Ленинградской области, регион, который находится совсем близко от Петербурга, окружает Петербург. Явка примерно около 50%, она тоже достойная, она соответствует среднему уровню явки по стране в целом. Баранов: - Сергей Евгеньевич, тут интересуется народ, заплатят ли непереизбравшимся депутатам так называемые «золотые парашюты», чтобы они дальше «парашютировали» в какие-то другие сферы своей деятельности? Нарышкин: - Насколько мне известно, «золотыми парашютами» называются премии, которые выплачиваются в коммерческих структурах или высшему руководящему персоналу, среднему. Государственная Дума это не коммерческая структура, деньги депутаты получают не от дивидендов по итогам работы за год решением совета директоров, а в соответствии с законом, и размер зарплаты депутатов определяется Президентом Российской Федерации.

Сергей Нарышкин в эксклюзивном интервью «Комсомольской правде»: «Госдума — не коммерческая структура. Золотых парашютов у депутатов нет»
© Комсомольская правда