Пресса Британии: Сталин "после ребрендинга" не менее опасен, чем подлинный
В обзоре британских газет: Выборы в Думу вряд ли будут по-настоящему свободными Опасность коммунистического ребрендинга "Две женщины" Веры Глаголевой в Лондоне Выборы в Думу вряд ли будут по-настоящему свободными Редакционная статья Financial Times посвящена выборам в Государственную думу России, которые состоятся в ближайшее воскресенье. По мнению издания, выборы в России по-прежнему нельзя назвать по-настоящему свободными. Прошло пять лет с предыдущих выборов в Госдуму, результаты которых многими были восприняты как фальсифицированные, что вылилось в волну уличных протестов, напоминает издание. Если кто-то надеялся, что следующие выборы в нижнюю палату российского парламента будут более свободными и открытыми, то его ждет разочарование, размышляет газета. Всего за две недели до голосования, российские власти внесли в список "иностранных агентов" "Леваду-центр" - последний независимый социологический центр в стране, таким образом, сделав его дальнейшую работу практически невозможной. Это произошло якобы из-за получаемого организацией иностранного финансирования, отмечается в статье. Но, скорее всего, по мнению FT, причина была в том, что опросы общественного мнения "Левады" показали снижение рейтингов "Единой России". Путин откалибровал "управляемую" демократию без какой-либо реальной модернизации Financial Times Воспоминания о демонстрациях 2001 года, считает издание, не забыты в Кремле. И он сделал несколько шагов, чтобы нынешние выборы выглядели чуть более прозрачными и конкурентными. Но одновременно Кремль предпринял и те шаги, которые по-прежнему должны гарантировать желаемый им результат. Перенос выборов на сентябрь с традиционной даты в декабре сделан как для сокращения сроков избирательной кампании, так и для снижения интереса и явки. Давление и ограничение действий других неправительственных организаций помимо "Левада-центра", по мнению FT, подорвало возможности гражданского общества оспаривать результаты выборов, если в них будет сомнение. Поэтому "Единая Россия", вероятно, опять будет лидировать, хотя и с меньшей поддержкой, чем на предыдущих выборах. Система голосования по мажоритарным округам должна помочь ей снова получить большинство в Думе. Только прокремлевская партия и три другие более или менее марионеточные партии, представляющие так называемую "системную оппозицию", скорее всего, преодолеют пятипроцентный барьер, необходимый для получения мест по партийным спискам. Но в этом нельзя винить только Кремль, считает газета. "Несистемная", продемократическая оппозиция до сих пор хромает от собственной хронической неспособности к объединению. Выборы в 2011 году показали, что, по крайней мере, в крупных городах, появился более сложный электорат. Работа с ним могла бы в будущем запустить проект настоящего политического обновления. Более просвещенный лидер мог бы попытаться обучить людей демократии и отказаться от системы фальшивых партий и срежиссированных опросов. Вместо этого, считает издание, Путин откалибровал "управляемую" демократию без какой-либо реальной модернизации. Ему это удалось отчасти благодаря сохраняющейся его личной популярности, базирующейся на гордости от присоединения Крыма и силовых действий, направленных на восстановление позиций России в качестве мировой державы. Несмотря на то, что Путин произвел замену на некоторых руководящих должностях и очевидно, что в новый состав Думы войдут новые лица, сама политическая структура становится все более закостенелой. Это создает напряжение, которое, вероятно, увеличится за 18 месяцев с сегодняшнего дня и до еще более важных президентских выборов в 2018 году. Без очень сложного маневрирования - особенно если Путин решит баллотироваться на четвертый срок - это напряжение еще может привести к взрыву. Опасность коммунистического ребрендинга "Не ведитесь на новый улучшенный облик Сталина" - так называется статья в Times, посвященная опасному "перезапуску" ностальгии по советскому прошлому с превращением образов Ленина, Сталина и Маркса в хипстерские иконы. Газета обращает внимание, что в рамках предвыборной кампании КПРФ в Госдуму был сделан "ребрендинг" не только самой партии, но и ее визуальных символов. Ленин в джинсах и хипстерской кепке с ноутбуком под мышкой под руку с девушкой с айфоном, Карл Маркс в кожаной куртке, с "Капиталом" в руке, заявляющий а-ля Шварценеггер: "Я вернусь!", - все это новые визуальные находки, призванные вызвать симпатии молодого поколения. Но самая смешная и одновременно самая пугающая реклама в рамках этого ребрендинга, отмечает газета, - это Сталин, затягивающийся электронной сигаретой и призывающий: "Будьте в курсе, товарищи!" Новые образы призваны показать, что коммунизм по-прежнему актуален, сексуален и крут, пишет Times. Но они также мрачно напоминают о том, как формировалось общественное мнение при тоталитаризме. Газета напоминает, что СССР и нацисты одинаково умело использовали смелые визуальные образы, чтобы высказать свою политическую точку зрения и поддерживать идеологический контроль. Яркие цвета, простые лозунги, сильные образы и, прежде всего, культ личности - современная реклама многим обязана манипулятивной пропаганде 1930-х годов. Каноны социалистического реализма, заложенные на Съезде 1934 года, требовали, чтобы искусство было легко понятно рабочим, изображало повседневную жизнь в реалистичной манере и прежде всего поддерживала коммунистическую партию. Новые рекламные плакаты выполнены в соответствии с каждым из этих требований, преобразовывая культовые личности из коммунистического прошлого в культовые фигуры, созвучные современности. Но, предостерегает Times, то, что кажется смешным макияжем, это фактически последний шаг в реабилитации Сталина и ретушировании преступлений коммунизма теми, кто движим ностальгией по образности и определенности советской эпохи. В теории, КПРФ - по-прежнему главная оппозиционная власти партия в России. Но в действительности, никто не будет более рад реабилитации образа Сталина, чем Путин. Газета напоминает, что по последним опросам, более половины россиян сейчас считают, что Сталин сыграл "в целом положительную" роль в жизни страны. Восхищение Сталиным неуклонно растет на протяжении последних 20 лет. О мире жестокости и паранойи, который он создал, о миллионах россиян, которые погибли при его власти, теперь редко упоминают. Вместо этого, Путин сравнивает Сталина с "хитрым" Оливером Кромвелем, подчеркивает его роль в победе СССР во Второй мировой войне, и считает, что распад СССР был "геополитической катастрофой". Путин знает, что тоска по Сталину укрепляет его собственный статус Спасителя XXI века. По его собственным словам, он намерен "восстановить связь времен, неразделимость истории" и показать непрерывную связь с титанами российской истории, пусть даже знаменитыми своими преступлениями, пусть даже царями. Язык сталинизма, напоминает Times, уже снова просочился в политический лексикон, со ссылками на "врагов народа" и "иностранных агентов". Коммунистические плакаты с осовремененными Лениным, Марксом и Сталиным - последнее проявление этой тенденции. Луначарский провозгласил в 1917 году, что искусство должно показывать "идеального человека". И, в соответствии с этим призывом, красивый, мускулистый Ленин маняще смотрит на новое поколение впечатлительных россиян. На его запястье дизайнерские часы, под мышкой - модный лэптоп. Все эти картинки со Сталиным, Марксом, умело обращающимися с современными гаджетами и одетыми по сегодняшней моде, отлично передают путинскую Россию, пишет в заключении Times. Ностальгия и романтизация советского прошлого, готовность закрывать глаза на собственные преступления, неутомимая жажда накопления материальных благ - все это упаковано в глянцевую рекламную съемку, корни которой лежат в иконографии тоталитаризма. Осовремененный, реабилитированный, восстановленный для цифровой эпохи, прощенный, вырванный из контекста или какой-либо идеологии Сталин: в общем, он вернулся. Фильм "Две женщины" в британском прокате: "это очень скучно" Британская пресса без восторга встретила премьеру фильма Веры Глаголевой "Две женщины" по повести Тургенева "Месяц в деревне", вышедший на этой неделе в британский прокат. Главную роль в фильме российского режиссера сыграл Рэйф Файнс, который ради этого даже научился немного говорить по-русски. По мнению критика Times, давшего фильму всего две звезды из пяти возможных, фильм несколько скучный, в нем мало юмора и, пожалуй, игра Файнса, как минимум, не худший элемент фильма. Три звезды из пяти присудил "Двум женщинам" критик Guardian, отметивший, что действие фильма развивается довольно медленно, но все же постепенно в него погружаешься, и смотреть его можно, и в нем есть свое "печальное очарование", свойственное, впрочем, самим романтическим пасторальным произведениям Тургенева. Обзор подготовила Анна Белевская, bbcrussian.com
