С кого Юлиан Семенов написал своего знаменитого Штирлица
Непотопляемый штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Исаев, — самый знаменитый образ советского разведчика в культуре. Однако у этого литературного героя, созданного Юлианом Семеновым, была сложная и многогранная биография, собранная из судеб реальных людей. Кто же вдохновил писателя на создание этой легенды?
Яков Блюмкин
Одним из ключевых прототипов считается легендарный чекист Яков Блюмкин. Именно он использовал псевдонимы «Макс» и «Исаев» — последний стал именем деда разведчика. Этот факт напрямую связывает Блюмкина с полным именем литературного героя: Максим Максимович Исаев.
Биография Блюмкина также предоставила Семенову готовые сюжеты. В 1921 году разведчик работал в Ревеле (ныне Таллин) под прикрытием ювелира, расследуя связи сотрудников Гохрана с иностранными агентами. Позже Семенов блестяще использовал этот эпизод в своем романе «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Вилли Леман
Еще одним вероятным прототипом был настоящий эсэсовец — гауптштурмфюрер СС Вилли Леман, известный в советской разведке как «Брайтенбах». Этот «истинный ариец» долгие годы был одним из ценнейших агентов НКВД в берлинской штаб-квартире гестапо.
Мотивы Лемана до конца не ясны. Очевидно, немалую роль сыграли и идейные соображения. Не все в стане Третьего Рейха симпатизировали господствующей идеологии.
Были также версии, что шпионом Леман стал из-за одного проигрыша на скачках в 1936 году. Один знакомый, оказавшийся впоследствии агентом советской разведки, одолжил ему денег. После этого эпизода и произошла вербовка Лемана. За очень важные сведения он получал от Советского правительства неплохой гонорар. В 1942 году фашисты раскрыли предателя в своих рядах, и Леман был расстрелян.
Михалков
Четвертым прототипом Штирлица в разных источниках называют еще одного разведчика – Михаила Михалкова, брата поэта Сергея Михалкова. Во время войны Михаил Владимирович оказался в немецком плену. Ему удалось бежать и скрыться от преследования. Этот опыт послужил толчком для его будущей деятельности в качестве агента-нелегала. Михалков поставлял советской армии ценные военные сведения.
В 1945 году его арестовала контрразведка «СМЕРШ» и обвинила в шпионаже в пользу немцев. 5 лет Михаил Владимирович отсидел в тюрьме и только в 1956 году был полностью реабилитирован. Юлиан Семенов был женат на его родственнице, Екатерине Кончаловской. Наверняка личность Михалкова могла вдохновлять его во время написания романа.
«Музой» Семенова вполне мог быть и разведчик Норман Бородин, сын Соратника Ленина Михаила Бородина. С Норманом писатель общался лично, много знал о его сложной и захватывающей жизни. Людей, которые могли стать прототипами Штирлица, множество. Схожая судьба была у многих советских агентов, работавших на победу во вражеском тылу. Несокрушимый разведчик Исаев – блестящий собирательный образ всех этих героев.