Пять плюс пять – будет Анна!
Сегодня, если что-то подобное и появляется в оперном жанре, то чаще как своего рода стеб, эдакое зубоскальство по поводу пафосных оперных форм и форматов – с обилием стилизаций и аллюзий на оперную музыку прошлых эпох. Именно в таком ключе были выдержаны, например, десятниковские "Дети Розенталя", написанные в 2005 году для Большого театра, или представленная в прошлом году в "Зарядье" опера Владимира Николаева "Рабочий и колхозница". Но некоторые композиторы все же продолжают пытаться писать большие оперы всерьез. Например, Александр Журбин, празднующий в этом году знаменательный юбилей, по случаю чего он проводит в столице целый фестиваль, игриво названный им "Серьезно и легко!" И именно мировая премьера его оперы "Анна К." в Концертном зале им. Чайковского стала вторым событием этого фестиваля, который будет длиться полгода – сентября по февраль. Причем это уже пятый по счету монографический и авторский фестиваль композитора. Но это еще не всё: на этой мировой премьере случилась чудесная встреча сразу двух фестивалей – журбинская "Анна К." была включена в программу V Фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку", проводимого Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры России и Фонда президентских грантов. Этот форум проходит в столице с конца сентября по начало ноября: к сожалению, его афиша претерпевает изменения в сторону сокращения в силу пандемийно-карантинных реалий сегодняшнего дня, но все же многие интересные события на нем уже состоялись или еще состоятся, и он, безусловно, невероятно разнообразит музыкально-театральную афишу Москвы. Фото: Марина Павлова Мировая премьера прошла в формате концертного исполнения. Хотя режиссер концертной версии Игорь Яцко пытался придать ей элементы театрализации, а Илья Рябов предложил некоторый видеоряд, призванный усилить общее впечатление, все же проект с трудом можно назвать даже semi-stage. При этом мировая премьера "Анны К." - событие театрального фестиваля: парадокс? Только отчасти: журбинская партитура насквозь пронизана театральностью, этот опус настойчиво просится именно на театральную сцену – остается только надеяться, что недалек тот день, когда опера будет поставлена в театре. Созданная семь лет назад партитура несколько лет пролежала в Большом театре: первоначально мировая премьера планировалась именно там, в главном театре страны. Но что-то не срослось – и за ее представление "городу и миру" взялась Госкапелла Валерия Полянского, коллектив, который не боится новой музыки и нехоженых троп. Сразу вспомнилось, что восемь лет назад именно коллектив Полянского провел мировую премьеру другой оперы Журбина – "Альберта и Жизели". У Валерия Кузьмича не только мощные хор и оркестр, но и собственный пул солистов-вокалистов, а еще – огромный опыт концертных исполнений опер, как весьма популярных, так и редких, практически забытых. И, конечно же, новых. Хотя Журбин был нацелен на создание подлинной гранд-опера, пройти мимо веяний постмодернизма, которые есть – суть культуры нашей эпохи, не под силу даже ему. Постмодернистскими по сути были и его две предыдущие оперные работы, поставленные на сценах московских театров – "Мелкий бес" и "Метаморфозы любви". В "Анне К." постмодернистский флер в стиле Акунина, Пелевина или Татьяны Толстой развернулся в полную ширь. Либреттисты Анна Родионова и Сергей Плотов оттолкнулись от великого романа Льва Толстого "Анна Каренина" и нафантазировали первый бал... нет, не Наташи Ростовой, а другой Анны Карениной – дочери толстовской героини и ее возлюбленного Вронского, которая по законам того времени и высшего света носила фамилию своего не биологического, но, если так можно выразиться, церковно-юридического отца Алексея Александровича Каренина. На этом балу юная Аннушка встречается с Вронским и узнает подлинную историю своей матери. Действие оперы разворачивается сразу в двух временных пластах – в 1893 году, когда собственно и происходит первый бал Анны-младшей, и в первой половине 1870-х, когда разворачивается жизненная драма Анны-старшей. Фото: Марина Павлова Таким образом, роман Толстого – это не только повод для создания оперы, но и активный участник нового опуса, мы видим на сцене хорошо знакомых персонажей классики – всех Карениных, мать и сына Вронских, Стиву Облонского, Бетси Тверскую, графиню Лидию Ивановну... Но есть и новый герой – композитор Чайковский, чью музыку слушают герои оперы и в начале 1870-х, и в 1893-м. Словом, сюжет закручен лихо и многослойно, следить за ним – увлекательно, угадывать дальнейшее развитие событий – азартно, сюжетная драматургия у новой оперы есть. Но есть, кажется, и существенный минус: некоторая событийная избыточность, распыление внимания на множество деталей, а самое главное – качество самих текстов скорее разочаровывает. Соответствовать прозе Толстого – задача очень не простая. Похоже, либреттисты к этому и не стремись, желая сделать свое творение современным, понятным публике начала 21 века. И, кажется, здорово просчитались с этим – слушать незатейливые, простецкие, если не вульгарные фразы из уст все-таки толстовских героев несколько неуютно. Музыка новой оперы, бесспорно, сильно выше ее либретто. В ней есть всё, что нужно для этого великого жанра, для того, чтобы поверить, что он жив и по-прежнему состоятелен – выразительные мелодии, резкие контрасты, драматургическое развитие, фактурный оркестр, музыкальные сложности и музыкальная простота, банальные, очевидные красивости, которых композитор совсем не боится, и масса ярких новаций. Есть вкусно обрисованные образы – из неглавных шикарно получились законодательница великосвестких установлений графиня Лидия Ивановна или колоритная Няня, чью партию-роль композитор поручил фольклорному голосу. Из главных – наверно, обе Анны, каждой из которых композитор дал музыку очень искреннюю. Из атмосферных – образы бала-праздника и железной дороги, красными нитями проходящие через все повествование. Фото: Марина Павлова Трудно с одного прослушивания объять такое гигантское сочинение: это дело будущего – тут нужен неповерхностный подход. Однако очевидно, что замысел грандиозный, и реализован он небесталанно. Немалая заслуга в этом впечатлении – у исполнителей. Прежде всего, у блистательных коллективов Госкапеллы во главе с невероятным мэтром Полянским, который уверенно совладал с непростой формой нового опуса. И, конечно же, у солистов – Екатерины Чудотворовой (Аннушка), Елены Терентьевой (Анны), Евгения Либермана (Каренин), Андрея Бреуса (Вронский), Богдана Нагая и Максима Сажина (Сережа-мальчик и молодой Сергей), – Руслана Розырева (Стива), Юлии Томиной (Бетси), Евгении Сегенюк (Лидия Ивановна), Людмилы Кузнецовой (Вронская), Надежды Крыгиной (Няня), Валерия Гильманова (Бородатый мужик) и др., вдохнувших жизнь в героев новой русской оперы.