В издательстве Inspiria выходит новый роман писателя Алексея Поляринова «Риф»
Это история о психологии сект, тоталитарном мышлении и о том, как прошлое хранится и передается из поколения в поколение, что память можно использовать как оружие в собственных эгоистических целях, а можно – как ресурс для психологического исцеления и прощения. В романе параллельно развиваются три сюжетные линии, которые ближе к финалу сплетаются друг с другом в единое повествовательное полотно. «Я попытался сбежать, но ничего не вышло, меня схватили. И повели на риф. Риф для них был местом особым. Местом, где совершается насилие. Все дуэли и споры решались на рифе. У них в языке даже была фигура речи «уйти с рифа» – в зависимости от контекста это могло означать «вырасти, возмужать», но также «разрешить спор» и «покончить с кровопролитием». Как и любой храм, риф также был местом отправления религиозных обрядов, в том числе казней. На рифе убивали воров». Чтобы написать «Риф», Алексей Поляринов изучил более двадцати книг о психологии сект и о том, как работает память и забвение Первая посвящена Кире, живущей в городе Сулиме в Мурманской области. Когда в этот маленький город за Полярным кругом приезжает незнакомец с Большой земли, местные жители начинают тревожиться и волноваться. Приезжий Титов собирает информацию о рабочей демонстрации 2 июня 1962 года, которая закончилась страшной трагедией – расстрелом. При оказании сопротивления властям было убито 26 человек. Описанное отсылает читателей к Новочеркасскому расстрелу, сведения о котором были частично рассекречены лишь в 1980-х годах. Кира работает в архиве и начинает общаться с Титовым. Это знакомство приводит к ужасному разоблачению страшной тайны всего города, в том числе тайны матери Киры. Вторая сюжетная линия разворачивается в девяностые годы в США. Ли, или Лили, Смит, дочь русских эмигрантов в третьем поколении, публикует в журнале статью «Искусство минимализма и религиозное откровение» о мистическом влиянии на нее инсталляции из четырехсот громоотводов «Поле молний» скульптора и композитора Уолтера де Мария. Благодаря этой публикации она получает приглашение прочитать лекцию от Юрия Гарина, профессора антропологии Миссурийского университета, вскоре переводится туда и становится его студенткой. Тесный круг учеников Гарина отдаленно напоминает культ. Вскоре Ли узнает, насколько опасен этот обаятельный профессор. Третья сюжетная линия посвящена москвичке Тане, которая однажды в субботу приезжает проведать свою мать и ничего не находит в ее квартире. Ни мебели, ни ковров, ни люстр – только голые стены. Не ожидая помощи от полиции, Таня начинает собственное расследование и узнаёт, что мать ушла в секту «Чаща», расположенную где-то под Москвой. Собирая всё больше информации о сектах и о том, как туда попадают люди, Таня пытается вызволить мать из беды. Вполне очевидно, что закончиться это может лишь по одному сценарию: кто-то обязательно пострадает. Сплетаясь воедино, истории трех девушек обрастают дополнительными неожиданными деталями и общими темами. Сложности детско-родительских отношений, желание или нежелание делиться с близкими своими воспоминаниями и переживаниями, перерабатывание травмы с помощью психотерапии или искусства – создания романа или документального фильма. Чтобы написать «Риф», Алексей Поляринов изучил более двадцати книг о психологии сект и о том, как работает память и забвение. Среди списка использованной литературы можно найти работы Александра Эткинда, в том числе «Хлыст: секты, литература и революция», «Сектантство: возникновение и миграция», книги-интервью Харуки Мураками «Край обетованный», «Подземка» и «Helter Skelter: Правда о Чарли Мэнсоне» Винсента Буглиози. В свойственной своему первому метароману «Центр тяжести» манере Поляринов в своем новом произведении вновь ловко смешивает жанры: саспенс, университетский роман, детективное расследование с вплетенными в сюжет детскими страшилками, мифами и легендами. В результате получается изысканная литературная головоломка, где каждая, даже проходящая, деталь может значить нечто важное. Книга Алексея Поляринова «Риф» – удивительный самобытный роман о том, что прошлое нужно учиться не только добывать, но и уметь хранить. Желание забыть что-то травматичное – не выход. Вычеркнуть боль просто так не получится. Важно признавать, проживать и работать со своей памятью – личной или коллективной, понимая при этом, как распознать манипуляторов и абьюзеров, которые в собственных целях используют память людей как психологическое оружие. Об авторе Алексей Поляринов – литературный критик, писатель и переводчик. Свой метароман «Центр тяжести», за который получил приз читательских симпатий – премию «НОС», он считает дебютным, а написанный ранее «Пейзаж с падением Икара» предпочитает называть «нулевым». Писал критические эссе для «Горького», «Афиши», «Pollen fanzine». Впоследствии все эссе были объединены в сборник и вышли одной книгой «Почти два килограмма слов». Известен также тем, что совместно с Сергеем Карповым перевел на русский язык шедевр американской литературы – сложнейший роман Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка». В 2020 году Алексей Поляринов назван одним из молодых и успешных «12 апостолов» в одноименном проекте Esquire.