Письмо из Лондона: как получить стипендию Chevening
Получить стипендию на обучение в университете мечты для некоторых кажется сложной задачей, а в конкурентной сфере архитектуры — чем-то недосягаемым. Однако Катя Попова, продюсер публичной программы Института «Стрелка» доказала, что это не так. Т&Р поговорили с ней о жизни в Лондоне и особенностях английской образовательной системы и о том, как составить мотивационное письмо. .disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; } .marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } Катя ПоповаКонтент-продюсер публичной программы Института «Стрелка». Выпускница Московского архитектурного института. Окончила бакалавриат и специалитет. В 2019 году окончила магистратуру в Архитектурной Ассоциации в Лондоне по направлению History and Critical Thinking in Architecture при поддержке гранта от британского правительства Chevening. Работала над такими проектами, как организация конкурсов в составе КБ Стрелка, в том числе спортивный центр Nike Box в парке Горького, Стандартное и Альтернативное жилье. Как получить стипендию CheveningПереломный момент в моей профессии произошел, когда я после работы архитектором пришла в Стрелка КБ. Там я сначала занималась стандартами, гайдлайнами, а потом стала участвовать в конкурсах. В конкурсах было очень много работы с людьми, интервью и сопровождения команд архитекторов при разработке концепций — все это было ново и непривычно. У меня сформировалось понимание того, что мне гораздо интересней работать с программной составляющей физической среды, и с людьми.В течение примерно 2-х лет я постепенно формировала понимание того, какое мне нужно образование, чтобы этот переходный момент случился полноценно. Определенной базы для этого просто не было: ты меняешь фокус, но чувствуешь, что в этой среде существуешь неполноценно. Поэтому я постепенно начала искать какие-то программы за рубежом. Я больше ориентировалась на Германию, но душа не лежала к тем программам, которые я находила. Меня вдохновила подруга из КБ, которая получила грант за год до меня. Мне показалось, что все возможно и реально, и я решила попробовать. Я сделала серьезный ресерч того, где я хочу учиться и какие есть грантовые и стипендиальные возможности. Это помогло сформировать понимание того, куда я хочу двигаться в своей карьере и чего я ищу, зачем мне все это нужно. Поиск занял месяца два. На сайте университета и стипендии Chevening все было достаточно понятно. Неожиданно нашла людей среди своих знакомых, которые уже отучились на программе и получали стипендию. Полезен опыт и тех, кто не поступил. У меня всегда была в приоритете Архитектурная Ассоциация, наверное, всю сознательную жизнь. Это действительно одна из лучших школ, хоть она и не входит в рейтинги, потому что не соревнуется с Бартлеттом, с MIT по академическим параметрам. Это частная школа, в которой, действительно делают что хотят. У них свободная программа.Приступила к написанию мотивационных писем. Они небольшие по объему, но должны быть ясными и емкими. До первых чисел ноября ты подаешь четыре мотивационных письма, в них подробно описываешь вузы, с чем связан твой выбор, как в связи с этим будет развиваться твоя карьера. Рассказываешь о себе, почему ты лидер, какие у тебя навыки нетворкинга. Я сделала акцент на том, что мой бэкграунд подходит именно этим программам, почему именно они помогут мне в карьере. В мотивационном письме необходимо изложить, что ты конкретно хочешь получить от образования и как это поможет в карьере У меня была идея, которую я изложила в письме: через 10 лет мне хотелось бы, чтобы в России появилась институция, которая будет выстраивать отношения между архитекторами, горожанами и администрацией. У нас в стране вот эта часть проектирования выпадает из процесса, так как не регламентируется этапами проектирования. Я заявила очень громкую и важную на сегодняшний день цель. И вокруг этого построила очень структурированную, понятную и аргументированную историю. Если ваше мотивационное письмо заинтересовало, вас пригласят на собеседование. На моем присутствовали 3 человека: один человек — представить Chevening, второй — из посольства, и третий — из пресс-службы. В основном, они спрашивают о том, что написано в мотивационном письме. Были отвлеченные вопросы, например: «А как вы планируете справляться со стрессом? Что вас интересует из культурной программы в Лондоне? Что бы вы хотели посещать? Где бы вы хотели быть?». Была достаточно приятная расслабленная атмосфера, где люди сделали все, чтобы мне было комфортно, и я максимально раскрылась и донесла свои идеи. Получила ответ в самом начале лета и сразу прошла в шорт-лист. Есть лист ожидания на случай, если кто-то не поступил в свои вузы или передумал, получил другую стипендию. Бывает такое, что люди получают ответы и в августе, и в конце августа и готовятся к отъезду в сжатых темпах.Чем отличается английская система образования от российскойАрхитектурное образование сильно связано со стрессом, постоянными дедлайнами, и в обучении в России мне всегда не хватало атмосферы, которая тебя не демотивирует. Директор нашей программы Марина делала все, чтобы нам было интересно, и мы получили качественное образование.Для меня самым тяжелым был сам объем информации, которую нам давали. Нужно понимать, что архитектурное образование в Англии в целом больше ориентировано на теорию. Иногда не хватало какого-то контекста, мы не привыкли погружаться в тему настолько глубоко. Были очень интересные курсы, например, по философии, благодаря которому у меня изменилось понимание того, как вообще думать об архитектуре.Был очень классный курс про кураторские практики, который вела Тина ди Карло. Она куратор из Нью-Йорка и последние годы работала в лондонском архиве. Мы обсуждали не только теоретические концепты, книги, течения, но и зачастую она просто приносила наброски из архива, приглашала архитекторов разговаривать с нами или водила в музеи знакомиться с кураторами архитектурных департаментов. Это был самый необычный для меня курс, потому что он показал, что можно учиться через другие форматы, и как легко открывать для себя новое поле.Я сейчас занимаюсь социокультурными проектами, связанными с архитектурной средой. У меня действительно изменилось восприятие архитектуры: стала больше замечать и анализировать, меньше ориентироваться на какие-то вещи, привитые извне. В МАрхИ в нас очень сильно развивают визуальное восприятие среды — понимание пропорций, объемов. После Англии я больше анализирую и понимаю, откуда эти пропорции идут, как они появились и что вообще здесь происходит — развивается более аналитическое видение мира. Один из самых ярких моментов обучения — field trip в Афины. Мы просто гуляли по городу, садились в кафе и обсуждали в очень неформальной обстановке свои мысли. Очень круто обсуждать идеи своей диссертации, оторвавшись от душного Лондона, под палящим солнце Греции — это действительно для меня какой-то классный, знаковый опыт, что не все должно происходить в рамках университета, все может быть гораздо гибче и в более свободной обстановке. В архитектурной школе Лондона действительно с тобой общаются на равных. Это, во-первых, позволяет тебе раскрыться, высказывать какие-то свои идеи, более полноценно участвовать в процессе. Там нет такого, что кто-то дает лекцию, а ты сидишь ее слушаешь. Этого формата вообще не существует. Всегда мы могли прервать и начать обсуждение. Я попала в мультикультурную среду, она сильно расширила мой горизонт и научила адаптироваться и слушать людей, понимать, что у них есть другой бэкграунд.Как только я вернулась, начала искать работу в Петербурге — хотела немного расширить географию. Сначала сделала один проект с бюро Orchestra design с Катей Гольдберг — мы участвовали во всероссийском конкурсе по малым городам, я занималась социокультурным программированием для проекта и партисипаторной составляющей. Сейчас работаю контент-продюсером публичной программы Института Стрелка, также известной как «Лето на Стрелке». Придумываю вместе с командой тематическую рамку программы, прорабатываю и веду отдельные события — лекции и воркшопы.Подробнее о стипендии Chevening можно узнать на лекции «Все о стипендии Chevening. Как уехать учиться в Великобританию бесплатно» в рамках фестиваля Different Ever After.