Ситуация с вирусом действительно крайне сложная. На минувшей неделе и в стране, и в столице в частности за одним антирекордом по распространению ковида шел другой. Как успели отреагировать власти? Школьникам продлили каникулы. Им и гражданам старше 65 лет отменили бесплатный проезд. За нарушение масочно-перчаточного режима в Москве закрыли почти 200 магазинов. На минувшей неделе массово штрафовать начали посетителей торговых центров, если те приходили без масок. В московских театрах провели рейды по выявлению пожилых зрителей. Пенсионеров не штрафовали, но проводили разъяснительные беседы. Все это, конечно, стоит воспринимать как явный сигнал гражданам и бизнесу к соблюдению антиковидных мер. Но власти занимаются не только формированием месседжа. Бизнес, в том числе и мелкий, начали активно проверять на предмет соблюдения всех требований, сформулированных еще весной: по термометрии, наличию масок и средств дезинфекции и так далее. И как рассказывали Business FM те, кто уже прошел через такие проверки, иногда доходило до абсурда. Все очень жестко. С этой недели начинаются проверки бизнеса на предмет соблюдения требования о переводе трети персонала на удаленку. Готовы ли к этому предприниматели? Об этом Business FM спросила самих бизнесменов. Комментирует председатель комитета ресторанного бизнеса «Деловой России», основатель ресторана «Мясо и рыба» Сергей Миронов. Сергей Миронов председатель комитета ресторанного бизнеса «Деловой России», основатель ресторана «Мясо и рыба» «Люди все равно работают по сменам, и 100% сотрудников в ресторане все равно не работают ежедневно. Поэтому если смотреть на график сотрудников, то в день работает порядка 65% от общего количества, потому что люди затронуты в производстве. Мы проводили совещания с московскими властями, с департаментами и пришли к такой схеме, что вся ресторанная бухгалтерия будет сидеть дома, отделы кадров будут сидеть дома, те, кого можно отправить, кто не затронут в производстве, будут сидеть дома. Остальные работают в сменном графике». Генеральный директор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб рассказал, что часть сотрудников уже отправлена на удаленную работу и от этого «страдает производительность труда». — Конечно, фронт, то есть магазины, на удаленку уйти не может, а офис — да, безусловно, это часть бухгалтерии, IT-отдел почти в полном составе, часть коммерческого отдела, отдел развития практически весь на удаленке. Уже удалили. — Насколько сложнее в плане работы из-за этого? — Безусловно, удаленная работа нарушает коммуникации, и производительность труда при этом страдает. При всех современных технологиях длительное время работы на удаленке ухудшает качество работы. Это то же самое, что обучение на удаленке: вроде бы удобно, вроде бы все то же самое, но качество и усвоение материала уже не то. — К вам приходили с проверками? — За последний месяц у нас по магазинам было, наверное, уже больше сотни различных проверок. Уже от этих проверок порядком устали, честно говоря, уже работать некогда, нас постоянно проверяют, требуют какую-то отчетность, снова проверяют и опять проверяют. Но вот именно в офис по поводу удаленки еще не приходили. Владелец сети имидж-лабораторий «Персона» Игорь Стоянов рассказал, что приходится вводить сменный график. Игорь Стоянов владелец сети имидж-лабораторий «Персона» «Если взять любой салон красоты, 90% людей работает в офлайне: парикмахеры, косметологи, стилисты, визажисты, массажисты и так далее, и вот это вызвало резонанс. Остается вопрос: кого же переводить? Горничную? Кто будет следить за чистотой? Окей, за собой убирать могут парикмахеры сами, мы сделали это, но, опять же, остается вопрос, потому что сказали, что будут контролировать и мониторить появление граждан на работе. До чего мы докопались? Что нам просто-напросто нужно перевести — внимание! — в другой график работы: либо неделя через неделю, или график два через два. Потому что отчетность надо будет подавать раз в неделю, и вы подаете график, что у вас люди просто сократили рабочее время на 30%». И это пока «лайт-вариант». Хотя опрошенным Business FM предпринимателям так уже не кажется. Особенно остро стоит вопрос, как уговорить сотрудников предоставить свои данные — номера телефонов, машин и так далее — и чтобы сотрудники при этом указали верные номера. Ведь, если вскроется подлог, накажут компанию, говорит директор по персоналу корпорации ZTE в России Владимир Федотов. Владимир Федотов директор по персоналу корпорации ZTE в России «Мы сейчас занимаемся тем, что обзваниваем, пишем письма нашим работникам, работаем буквально как служба психологической помощи. Просим, потому что иначе мы никак не можем настоять по закону на том, чтобы нам предоставили персональные данные работники. И я могу сказать, что еще ни одного работника, с кем мне довелось общаться, я не встречал, который бы добровольно согласился предоставить эти данные. Начинаются отговорки, начинают люди говорить о том, что они не обязаны это предоставлять, все воспринимается в штыки, и мы находимся сейчас между молотом и наковальней». С другой стороны, многие бизнесмены, комментировавшие в эфире Business FM ввод тех или иных ограничений, не раз говорили, что готовы согласиться на все, лишь бы их бизнес не закрыли в принципе. Как это было весной. Власти этого, очевидно, тоже не хотят. Но что будет, если ситуация с ковидом в Москве на этой, как выразился мэр Собянин, «решающей неделе» не станет лучше? Какими могут быть следующие шаги? Оглядываясь на европейский опыт, кажется, что первыми под еще более жесткие ограничения или даже под угрозу приостановки деятельности могут попасть ночные клубы, бары и рестораны. Руководитель департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк говорил, что до этого может дойти, но ни сроков, ни цифр по ковиду, при которых это может случиться, не называл.