«Это не всегда будет асфальт»: как Москву и Петербург соединят велотрассой

27 сентября на Дворцовой площади финишировала исследовательская велоэкспедиция Москва –– Санкт-Петербург, ставшая подготовительным этапом создания веломастерплана этого маршрута. Кто его придумал и делает, в какие сроки и на какие деньги он будет осуществляться, — МОСЛЕНТЕ рассказала управляющий директор проектов КБ «Стрелка» Александра Чечеткина, которая сейчас работает над этим проектом. Сколько было участников в этом пробном заезде? Среди них кто-то работает над составлением мастер-плана? Наше велоисследование проводила команда из 12 человек, и еще несколько участников присоединялись к ним на отдельных этапах маршрута. В их числе были несколько сотрудников КБ «Стрелка». Например, архитектор-урбанист Андрей Елбаев полностью проехал от Москвы до Санкт-Петербурга. Он — велосипедист, освоил уже много маршрутов в Европе. На несколько дней к велозаезду присоединялись архитектор-урбанист Александр Василюха и мы с партнером КБ «Стрелка» Варварой Мельниковой. Старт экспедиции у Савеловского вокзала в Москве Пресс-служба КБ «Стрелка» Идея была в том, чтобы на личном опыте собрать информацию «с полей», а не только через глубинные интервью тех, кто все это проехал. Хотя с участниками велоэкспедиции мы надеемся оставаться в плотном контакте. Кто придумал и организовал проект, кто платит за создание мастер-плана веломаршрута? Велоэкспедиция была организована командой Let's bike it! вместе с КБ «Стрелка», и это часть большого проекта по созданию веломастерплана Москва — Санкт-Петербург. Инициатором и спонсором проекта выступила компания Millhouse. Собственно, проект начался с практического сбора информации нашими велоисследователями. Собранная информация сейчас обрабатывается. Антропологи КБ «Стрелка» уже провели глубинные интервью с каждым участником экспедиции. В специальных документах, заранее составленных командой проекта, они по пути фиксировали разную информацию: начиная от типов и состояния покрытий, по которым проезжали, заканчивая состоянием достопримечательностей и удобством сопутствующей инфраструктуры. Вся полученная информация будет учитываться при разработке мастер-плана. КБ «Стрелка» до сих пор делала мастер-планы комплексного развития территорий. Как вы решили взяться за такой непрофильный проект? Да, обычно мы разрабатываем мастер-планы конкретных территорий с многофункциональным назначением или же стратегии пространственного развития для целых городов. И часто в них входит туристическое направление. Первый привал — в деревне Удино. Остатки усадебного комплекса XVIII века и разрущающаяся Покровская церковь, в которой снимали «Гусарскую балладу». Пресс-служба КБ «Стрелка» Поэтому мастер-план, который мы сейчас делаем — это для нас не что-то новое. В нем ведь речь не только про велоинфраструктуру, но и про развитие активного туризма. Это оценка того, насколько сопутствующая инфраструктура на маршруте отвечает потребностям будущих пользователей, предложения по размещению новых точек притяжения и по реактивации существующих достопримечательных мест. Многие из них сейчас находятся в увядающем состоянии. Подобная работа проделывается при составлении комплексных планов развития территории, особенно если присутствует туристическое направление. Как будет финансироваться проект? Разработка мастер-плана включает в себя не только финальную трассировку маршрута по итогам работы с велосообществами и представителями четырех регионов. Но еще и управленческую модель, которая включает в себя потенциальные источники финансирования всего проекта. Это могут быть бюджетные источники финансирования федерального, регионального и муниципального уровня. Некоторые объекты могут быть профинансированы частным образом и в формате государственно-частных партнерств. В какие сроки ваши предложения будут реализованы? Составить дорожную карту того, как и в какие сроки все это может реализовываться, тоже входит в наши задачи. На данный момент могу точно сказать, что на этом маршруте есть типология решений. Мы понимаем, что уже сегодня по маршруту можно проехать, но с некоторыми сложностями: есть и труднопроходимые участки, броды, достаточно приличное расстояние между гостиницами — наши участники проезжали около 90 километров каждый день. На некоторых участках слишком маленькая плотность достопримечательностей для тех туристов, кому важны яркие точки на пути. На первых восьми километрах по облагороженому Подмосковью прокололось заднее колесо велосипеда Ани Кузьминой Пресс-служба КБ «Стрелка» При этом есть проблемы, которые можно решить в первую очередь и довольно быстро. Эти решения повысят безопасность и комфорт прохождения маршрута. А есть вещи, которые реализовать сложнее, — например, построить новую гостиницу или реконструировать под нее существующее здание. Поэтому будет предложен план реализации с учетом этапности решений, которые помогут постепенно увеличить эффективность маршрута. И как будет выглядеть реализация проекта? Появятся новые гостиницы? Появится покрытие на грунтовых дорогах? По итогам этого велозаезда мы провели встречу-воркшоп с участниками, а также с представителями разных велосообществ: ВелоПитер, Русского Клуба Велопутешествий и Национальной велосипедной сети России. Хотели выложить видео с коптера, но он... упал в Волгу Пресс-служба КБ «Стрелка» Мы обратили внимание на небезопасные места въезда и выезда из городов. Где участникам было очень некомфортно ехать в активном транспортном потоке без какого-либо выделенного безопасного пространства для велосипедистов. На эту тему тоже будут внесены предложения. Неверно было бы сказать, что на всем протяжении маршрута — 1150 километров, будет идти один тип покрытия, а велотропа везде будет выглядеть одинаково. Это не всегда будет асфальт. В некоторых местах маршрут проходит по живописным местам: в лесах, в полях, на достаточно утрамбованном покрытии, по которому легко ехать. Иногда маршрут идет вдоль дорог, по природным территориям, иногда через деревни, через города. Решения будут предложены в зависимости от контекста каждого участка. К следующему велосезону что-то изменится? Шансы есть. Что именно будет сделано, зависит от кооперации всех участников, а в проекте много вовлеченных сторон. Предложения будут вынесены через несколько месяцев. Где можно следить за развитием проекта? Вы будете выкладывать созданный мастер-план в общий доступ? Уже сейчас можно увидеть сайт, на котором участники велозаезда в ежедневном режиме размещали свои заметки о том, как они продвигаются по маршруту. Он так устроен, что туда можно добавлять свои собственные идеи и предложения. Обед на сырной ферме у итальянца Пьетро, переехавшего в Россию в 1999 году Пресс-служба КБ «Стрелка» У нас есть канал в Telegram Velo 1. Москва — Петербург, куда мы постоянно выкладываем информацию. Из него можно будет узнать обо всех встречах, которые произойдут в дальнейшем. Как для пользователя будет выглядеть этот маршрут, когда его усовершенствуют и запустят? Появится единая система оплаты? Можно будет купить тур, разом оплатив все проживание? Маршрут проектируется таким образом, чтобы он был доступен массовому пользователю. Чтобы это были не несколько активистов-героев, которые могут пройти его сегодня, потому что очень любят велотуризм. Важно, чтобы эта инфраструктура была доступна как для молодых и активных, так и для семей, а также для пожилых людей. Об этом говорил и Детлеф Каден, составитель альтернативного маршрута Москва — Санкт-Петербург — R1. Мы обязательно будем это учитывать в проектировании и разработке управленческой модели. Чем организованный веломаршрут Москва — Санкт-Петербург будет отличаться от существующей сейчас хаотичной сети дорог и тропинок? Привал после 30 километров по грунтовке и разбитому асфальту от Старого Сига до Осташкова на берегу Селигера Пресс-служба КБ «Стрелка» Я бы не сказала, что там сейчас существует какая-то четко выраженная сеть. Это будет единый, связанный маршрут, с понятной навигацией, с доступными местами для размещения и питания на всей его протяженности. Покрытия будут приспособлены для велосипедистов. В мастер-плане будут вынесены предложения по размещению мест для отдыха и привалов с навесами, под которыми легко укрыться от дождя. Человек сможет заранее узнать про маршрут, о нем будет собрана и размещена вся необходимая информация. На маршруте будут работать гиды? В мастер-плане эти решения будут предложены: маршрут должен поддерживать местных жителей. Действительно, нужны и экскурсоводы, и гиды, которые смогут рассказать про уникальные особенности достопримечательных мест. В чем цель проекта? Чтобы маршрут стал постоянно действующим, оживленным? Чтобы он сам по себе стал магнитом? И опцией для развития туризма в России? Конечно. Я бы сказала, что это маршрут, который способен запустить национальный велотуризм. В мире он уже давно и активно развивается. Въезды и выезды из городов сейчас никак не приспособлены под велопоток Пресс-служба КБ «Стрелка» В США, странах Латинской Америки, Корее, Австрии, Бельгии, Голландии, Ирландии, Италии, Франции такие продолжительные маршруты есть, и они пользуются активным спросом как у туристов, так и у велоспортсменов. Например, маршрут Ruhrtalradweg в Германии протяженностью в 240 километров пролегает вдоль реки Рур, соединяя бывшие ключевые центры Рейн-Рурского угольного бассейна. Ежегодно его проходят более 200 тысяч велосипедистов-туристов. Другой пример: маршрут Wild Atlantic way в Ирландии. Он проходит в шести провинциях страны через 280 деревень и городов на протяжении 2500 километров, и создан в рамках реализации туристической стратегии Ирландии. Так что сейчас вы готовите предложение по созданию в России пилотной туристической велотрассы? Рассчитываете на то, что со временем она станет элементом сети, действующей по всей стране? Санкт-Петербург, финиш после 16 дней экспедиции Пресс-служба КБ «Стрелка» Мы разрабатываем мастер-план, вовлекая в обсуждение велосообщество, которому это может быть интересно сейчас и в будущем. В том числе мы думаем о том, что это может стать прецедентом и шагом к новой национальной системе веломаршрутов.

«Это не всегда будет асфальт»: как Москву и Петербург соединят велотрассой
© Мослента