Вялотекущая история. Депутаты Приангарья озадачились ходом «мусорной реформы»
Большие планы С января 2019 года Иркутская область, как и все субъекты РФ, перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Цель нововведений – создать устойчивую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающую сортировку 100% отходов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза. Для этих задач внедрен институт региональных операторов, которые обеспечивают вывоз отходов из всех населенных пунктов. Территориальной схемой предусмотрены создание объектов обработки и обезвреживания мусора. Утверждена региональная программа со сроком действия с 2018 по 2027 годы, выбраны два регоператора «Региональный северный оператор» и «РТ-НЭО Иркутск». С 2019 года из областного бюджета муниципалитетам выделяются субсидии на создание площадок накопления ТКО, а также на ликвидацию свалок. Достаточно странная схема – муниципалитеты и область вкладывают бюджетные деньги в инфраструктуру, на которой будет зарабатывать регоператор (по сути частная фирма), – вызвала вопросы у ряда депутатов и глав муниципалитетов Иркутской области еще на стадии обсуждения. Однако указ президента гласил: с 1 января 2019 года перейти на новую схему работы с ТКО. Стало быть, вопросы неуместны. Реформа? Нет, не слышали…. Спустя без малого два года после старта реформы, ее ход в Иркутской области собрались обсудить депутаты областного парламента, как оказалось по истечении 22 месяцев, вопросов не только не стало меньше, а наоборот, их количество только увеличилось. Несмотря на обязательность заключение договора на вывоз мусора, многие люди не платят, потому что не знают кому и не понимают за что – об этом рассказала депутат Ирина Синцова по итогам приемов граждан. По ее словам, старшее поколение, которое живет в частном секторе, не получает платежки. А некоторые не знают, куда платить. Органы исполнительной власти также отмечают большое количество жалоб от населения на нарушение графика вывоза. Ситуацию прокомментировал представитель регоператора «РТ-НЭО Иркутск» Артем Мищенко. По его словам жалобы обоснованы лишь отчасти, и то это касается частного сектора. Но регоператор планирует решить проблему. В ближайшем будущем. «В частном секторе, действительно, существовала проблема с базой данных потребителей. Сейчас инвентаризацию закончили, и в течение двух месяцев 95% населения получат платежки. Без начисления пени», – отметил Мищенко. Стоит отметить, что те, кого регоператор не обошел своим вниманием, и регулярно высылает счета за вывоз мусора, особо этому факту не радуются. В среднем по области, тариф на вывоз ТКО «подрос» на 30%. Для предпринимателей эта динамика еще круче. При этом жалоб на переполненные баки меньше не стало. Реформа на бумаге Не менее серьезный вопрос в теме с обращением ТКО – инфраструктура. С переходом на новую систему субъектам РФ запретили захоранивать отходы на свалках, как в советские времена — только на полигонах. Пока полигоны строятся, регионам разрешили до 2023 года размещать отходы в специально отведенных местах, которые нужно поставить в реестр объектов, утверждаемых Минприроды РФ. Иркутская область подала шесть заявок, но была удовлетворена только одна — в Осинском районе. В 2019 году началось строительство двух полигонов — в Нижнеудинском и Черемховском районах. В первом случае объект введут в эксплуатацию до конца этого года, в Черемховском районе — в 2021 году. Продолжается возведение полигона с элементами сортировки в Слюдянском районе, что позволит обеспечить сбор и вывоз отходов из центральной экологической зоны в селе Быстрая. Также ведется проектирование муниципального мусороперерабатывающего комплекса, который будет предусматривать несколько линий сортировки: стекло, пластик, ПЭТ-бутылки, разбор бытовой техники. Стоимость одного полигона составляет 300-400 миллионов рублей. Дополнительно требуется разработка проектно-сметной документации. Сейчас субъекты РФ не получают средства на создание подобной инфраструктуры, финансирование запрашивает инвестор. По словам вице-спикера Заксобрания Ольги Носенко, пока большая часть схемы переработки остается только на бумаге, а та модель, как она действует в нынешних условиях, не отвечает требованиям самой реформы. «Не построено ни одного мусороперерабатывающего завода. На уровне региона основной инвестицией являются платежи от населения. Когда перейдем к современной модели?» – задается вопросом вице-спикер. Дело-труба Особой главой в «мусорной эпопеи Приангарья» стоит план строительства мусороперерабатывающего комплекса под Ангарском. Планируется, что его мощность составит от 2 до 4 тысяч тонн отходов в год. Сейчас рассматриваются предложения инвесторов, однако перед запуском завода требуется наладить систему сортировки мусора. Депутат Сергей Бренюк обращает внимание на необходимость пересмотреть расстояние от комплекса до границ поселения, чтобы ангарчане не стали заложниками ситуации. Его поддерживает коллега Евгений Сарсенбаев, которого тревожит тот факт, что на ангарский мусорный полигон будут свозить отходы со всех поселений. Однако есть в этом не только «экологические опасения». По мнению предпринимателя и активного критика «мусорной реформы» Алексея Жемчужникова, в перспективе строительства завода под Ангарском таится еще ряд подводных камней. «Надо понимать, что дикая логистика – везти за 300-400 километров отходы в Ангарск, а туда планируется везти ТБО, к примеру, из Жигаловского района, в итоге отразится в тарифе для населения. Далее: сейчас ведутся поиски инвестора. Его можно найти при одном условии: инвестиционная окупаемость. Грубо говоря, он должен будет вернуть затраченные средства в течение 10 лет. Это мы сейчас широкими мазками картину обозначаем. По приблизительным подсчетам, 1 миллиард в год завод должен «возвращать», это само собой так же ляжет в тариф для населения. Итого по самым приблизительным оценкам можно смело говорить о росте тарифов на 50%», - считает предприниматель. В ожидании президента? Базовым принципом для утилизации мусора является его отдельный сбор. По оптимистичным прогнозам министра экологии региона Светланы Трофимовой, в этом направлении дело движется большими шагами. Министр напомнила о мусопороперерабатывающем комплексе, проектирование которого завершится в 2020 году. «Рассматриваем предложения инвесторов. Также необходимы мусоросортировочные линии. Планируется начать строительство мусоросортировочной станции в Тайшетском районе. Однозначно все полигоны, которые будем строить, должны быть с элементами сортировки», — отметила министр. В ответ ей депутат Наталья Дикусарова отметила, что в том самом Тайшетском районе до сих пор не решен более элементарный вопрос – не организованы площадки под сбор мусора. Собственно и областной центр экологичностью в этом плане похвастать не может. Площадки под раздельный сбор мусора скорее исключение, нежели правило. А вывозятся они еще реже, чем обычные мусорные баки. По мнению предпринимателя Алексея Жемчужникова, ситуация кардинально не изменится до 2024 года, когда наступит время отчитаться перед президентом страны о ходе реформы. Тогда, чтобы избежать выводов из Москвы, заводы начнут появляться невзирая на стоимость, коммерческую и экологическую целесообразность. Правда, о переработке речь уже идти не будет. Лишь бы заводы работали. Благо фундамент под такое решение еще создан. В Госдуме депутатами принят закон который фактически приравнивает утилизацию мусора к его переработке. Фото:pxhere.com