Дезинфекция как бизнес-идея
В разгар пандемии на российском рынке появился и начал набирать популярность девайс для дезинфекции смартфонов и других небольших вещей EcoBox. Расскажем, что предшествовало появлению этой идеи и как был реализован проект. До EcoBox Знакомство Владимира Садкова с предпринимательством произошло в 16 лет, когда ему удалось организовать концерт, принесший полмиллиона рублей. Уже тогда к нему пришло осознание, что хочется реализовывать свои идеи, а не работать на других людей. Впоследствии он еще какое-то время занимался организацией концертов российских рэперов, а затем с братом-близнецом, еще не достигнув 18 лет, открыл кальянную. Заведение под руководством братьев проработало около года, и это был хороший опыт, но поступило предложение продать бизнес за 6 млн рублей, и они согласились. Затем какое-то время Владимир работал с блогерами, изучал сферу и то, как эти каналы можно использовать в бизнесе. В этот период он познакомился с Дмитрием Юрченко, с которым спустя годы откроет стартап EcoBox. Но на тот момент они занимались e-commerce: продавали подарочные коробки Happy Box от разных блогеров. В то время Владимир и Дмитрий еще не думали об открытии своей компании, но уже налаживали различные бизнес-контакты, которые помогли им при запуске EcoBox. Именно тогда они познакомились с подрядчиком из Китая, который сейчас занимается производством девайсов. Как появился стартап? На момент рождения идеи о создании EcoBox у Владимира уже было желание попробовать свои силы в высокотехнологичных проектах, причем сделать что-то, обладающее реальной ценностью. Но сама идея пришла к нему случайно: он зашел к подруге в салон красоты, увидел лампу для дезинфекции инструментов и подумал о том, что такого устройства не хватает для смартфонов. Владимир рассказал об этом Дмитрию, ему эта мысль тоже показалась интересной. Первым делом Владимир и Дмитрий начали изучать конкурентов и увидели, что похожие проекты есть (например, американская компания PhoneSoap, создающая дезинфекторы для смартфонов и бутылок), но на российском рынке они не представлены. Тогда было принято решение запустить стартап по продаже девайсов для дезинфекции небольших вещей — как раз шел разгар пандемии, и было очевидно, что самое время для реализации этой идеи. При этом они решили сделать свой девайс многофункциональным, поэтому, помимо обеззараживания вещи на 99,9% (с помощью озонового очищения и ультрафиолетовых лучей), EcoBox также подходит для ароматерапии и беспроводной зарядки. Для дезинфекции вещей (не только смартфонов, но ключей, наушников, электронных сигарет и т.д. ) достаточно 10–20 минут. Для ароматерапии есть специальные дозаторы, куда можно добавлять различные эфирные масла. Чтобы эффективно использовать девайс, лучше обеззараживать вещи после каждого выхода на улицу. Создание MVP и поиск инвесторов Изначально в проект были вложены собственные деньги в районе 1,5 млн рублей, на них был создан минимальный жизнеспособный продукт (MVP). Это неотъемлемая часть запуска подобного стартапа, так как к инвесторам лучше идти не просто с идеей, а уже с каким-то результатом — доказательной базой и первыми клиентами. Поэтому была создана базовая модель девайса, которую стали продвигать через блогеров, других лидеров мнений и с помощью пиар-компаний. В итоге удалось быстро запустить проект; за первый месяц было продано уже порядка 200 боксов в розницу и 50 боксов в В2В-сектор. Отзывы первых клиентов вошли в доказательную базу, но при поиске инвесторов особое внимание уделялось также созданию инвестиционной презентации с финансово-экономической моделью стартапа и всевозможной сертификацией, доказывающей ценность девайса. Помимо этого, были проведены лабораторные исследования, показывающие, что идея живая и рабочая. Это и помогло найти инвестора: размер привлеченных средств составил 5 млн рублей. Деньги помогли подготовиться к уже более серьезному выходу на рынок и начать реализовывать планы по дальнейшему развитию проекта. Прибыльность проекта Найти инвестора EcoBox помогло также то, что у проекта изначально были хорошие показатели прибыльности. Прибыль за февраль-май составила порядка 1,1 млн рублей, а в июне-августе — уже 2,1 млн рублей. Отчеты по финансовым показателям EcoBox составляются ежемесячно, в том числе по плану продаж; цифры сравниваются с финансово-экономической моделью. Специально была разработана продуманная и детальная модель, с которой удобно сверять реальные показатели. При этом весь сентябрь был без продаж, так как сейчас ожидается поставка партии новых брендированных моделей EcoBox с расширенной линейкой. Во-первых, будут обновленные модели девайсов, в два раза мощнее, чем уже выпущенные (для дезинфекции достаточно 5–10 минут). Другое нововведение — портативная модель и плюс-сайз, в которой можно продезинфицировать сразу несколько небольших вещей или что-то крупное, как сумка или ноутбук. Подобные девайсы можно будет встретить в секторе B2B, так как стартапу поступают предложения о сотрудничестве от разных заведений. Стратегия развития Сейчас для EcoBox важный момент в развитии стартапа: на рынок выходит обновленная линейка девайсов с собственным логотипом. Партия приходит первого октября и начинается продвижение обновленных девайсов на рынок. Каналы все те же — с упором на digital-маркетинг. Как уже сказано, будет активно развиваться сотрудничество с B2B-сектором, также планируется открытие шоурумов в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. В дальнейшем ассортиментная линейка будет еще расширяться. Другое важное направление развития для EcoBox — освоение новых рынков; в этой части также ведется активная работа. Сейчас планируется вывод продукта на рынки Казахстана, Израиля и стран СНГ, затем — ближайших европейских стран. Все эти планы и их реализация соответствуют изначальной стратегии развития, и основатели стартапа собираются придерживаться обозначенной траектории. Поэтому совсем скоро можно будет увидеть новые модели EcoBox как в разных заведениях, так и в других странах. Автор: Софья Тойшева Фото: EcoBox