Роуминг преткновения - что тормозит интеграционный проект России и Белоруссии
Отменить роуминг обещают с декабря 2019 года, назначают четкие сроки, которые в последний момент переносят. Казалось бы, при чем тут суверенитет? Как выяснилось, белорусская схема работы интернета и мобильной связи сильно отличается от российской. Да и стоит потребителю дороже. А значит, терять доходы Минск не согласен. Есть смысл разобраться в нюансах. Немного истории Союзное государство — это когда без государственных границ, в том числе в мобильной связи. Белорусы уже 20 лет не знают пограничного контроля, путешествуя в Россию. Исключение — коронавирусный период карантина, но и тут предприимчивые люди находили выход, в том числе лесными тропами. Но сейчас не об этом. Относительно недавно, хотя и довольно давно, гражданам РБ пообещали в дополнение к «паспортному бонусу» сетевой и мобильный. Это классно, дешево и удобно для всех, кто трудится в России. Обратная выгода не столь очевидна. Но в любом случае тем россиянам, кто бывает в Белоруссии или проезжает/путешествует по ее территории отмена роуминга принесет только выгоду. Как это не печально, вопрос стал очередным союзным долгостроем. В декабре 2019 года роуминг пообещали отменить летом 2020-го. Летом все перенесли на сентябрь. В сентябре назначили датой отмены 1 октября. В конце концов перестали назначать сроки, лишь пообещали согласовать все нерешенные вопросы до Нового года. Последнее сказал госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Тем не менее 1 октября мобильные операторы России и Беларуси начали тестовую эксплуатацию систем совместной борьбы с сетевым и телефонным мошенничеством. Это не относится к отмене роуминга, но безусловно даст опыт связистам двух стран в слаженности и взаимодействии. А теперь к сути дела. Белорусский файерволл Несмотря на кажущуюся техническую простоту, все, как говорил классик: «не так однозначно». И главная трудность — абсолютно разная модель и схема рынка телефонии и интернета. Здесь мы возвращаемся к началу повествования. В РФ отрасль реально рыночная и подчиняется конкурентным правилам. Свободная конкуренция с под неусыпным наблюдением Роскомнадзора. В РБ (внимание!) уникальная и, пожалуй, единственная в мире модель, где есть внешне конкурентная среда, но государство де-факто является монополистом. Есть операторы, есть провайдеры, но все они обращаются за услугами к одному, государственному субъекту, который называется «Белтелеком». Весь интернет-трафик проходит через его оборудование — это непременное условие работы на рынке. Выгода для государства очевидна, но она совершенно не оставляет надежды на конкурентное формирование услуг и цен за них. В РБ, куда не сунься — посредничество государства, которое де-факто обложило данью субъектов телекоммуникационного рынка (провайдеров и операторов) «крышевательским» налогом. А в конечном счете им обложены абоненты. Это связано не только с исключительной жадностью «царства Лукашенко». Августовские события продемонстрировали еще одну задачу такого сюзеренитета — государственная безопасность. 9 августа интернет отключили по всей территории Белоруссии, еще не зная какими будут масштабы протестов. Поняв, что они капсулировались в Минске, с тех пор, по выходным, когда по столице путешествуют «белые ходоки» с флагами БЧБ, интернет и мобильную связь отключают только там. Бывают и исключения, но не слишком часто. Это конечно не китайский «файерволл», но вопреки всем клише и клюкве о «путинской вертикали» российские спецслужбы могут только мечтать о подобной форме «суверенного интернета». При всех претензиях к Януковичу, он не мог в 2013-2014 годах «вырубить рубильник». «Укртелеком» не дает сегодня такой возможности. Так уж исторически сложилось, что на Украине, с начала 90-х интернет строился так, что исключил вариант монопольного контроля сетей. Нет такого и в России. В Белоруссии есть. Гордиев узел Для отключения интернета методом «одного рубильника» в Белоруссии существует оборудование, принадлежащее НЦОТ (Национальный центр обмена трафиком) и Белтелекому. Эта схема придумана для госбезопасности. Правда, как показал опыт «одного рубильника» во время протестов, спокойствие это мнимое, больше похожее на самоуспокоение. Дело в том, что отключение интернета на короткий срок дает некий временный эффект «ослепления» протестующих и их координаторов. Они работают над поисками вариантов обхода — и найдут. Но «режиму» продлевать эту привилегию решительно нет никакой возможности. Информатизация зашла слишком далеко, без интернета перестают работать мобильные приложения для налогоплательщиков, субъектов хозяйствования, эмитентов банков и так далее. Если отключать надолго — удар по экономике будет значительным, но куда сильнее ущерб будет для гражданского спокойствия. Нет интернета — не работают многочисленные карточки, дальше продолжать нет смысла — все предельно ясно. В общем, гордость госбезопасности в период «Беломайдана» показала все свои отрицательные стороны. Возможно, это подтолкнет переговорный процесс, так как заставит Лукашенко и его вертикаль задуматься о целесообразности сетевой монополии. Но может и нет. Вот только российские операторы и провайдеры изначально не согласны что-то менять у себя — речь об ограничении доходов в конкурентном пространстве, никто на это не пойдет. Россия считает белорусский «файерволл» аномалией, модели, обеспечивающие работу интернета и мобильной связи у партнеров по Союзному государству несовместимы. Считается, что по скорости внедрения современных технологий Минск будет отставать от Москвы. И это уже видно по внедрению сети 4G, которая в Белоруссии выстроена очагами. А значит переход на 5G под вопросом. Также российская сторона убеждена, что белорусы переплачивают за услуги мобильной связи и интернета. В связи с этим аргумент партнеров о недопустимости единовременной отмены роуминга из-за угрозы роста цен не признается. За доказательствами далеко ходить не нужно: в 2019-м главной проблемой в отмене роуминга было почти то же, что и в вопросе «налогового маневра» в нефтянке: механизм компенсации выпадающих доходов белорусских государственных операторов. Минск хотел, чтобы их компенсировала Москва. В 2020-м в публичной плоскости в качестве проблемы называется борьба с телефонным мошенничеством — фродом. Этому посвящены уже упомянутые учения начатые 1 октября. Как будут согласовывать этот, ключевой вопрос участники переговоров, на публику не выносится. Подводные камни Точную дату начала переговоров об отмене роуминга назвать нельзя. Но приблизительно эта тема стала обсуждаться в 2013-м на уровне ЕАЭС. Это было одной из составляющих создания единого Евразийского пространства. То есть проект куда шире Союзного государства. Назначали даже даты отмены — 2017 год. До дела руки не дошли, хотя тарифы были синхронно снижены в 10 раз. Судя по открытым источникам, стороны решили сначала «потренироваться» в рамках двустороннего Союзного государства. Именно к 2017 году относится первое публичное упоминание отмены роуминга в СГ из уст главы Совфеда Валентины Матвиенко. Инициатива была поддержана Лукашенко. Как и многое, на словах оказалось проще, чем в предметных переговорах. Правда изначальным препятствием, по иронии судьбы оказался внутрисетевой и национальный роуминг в России. Он был ликвидирован к 1 июня 2019 года. Вопрос с Крымом и крымскими операторами, которые получали наибольшую прибыль от национального роуминга, решили за счёт самих же крымских операторов: их заставили снизить тарифы. Когда этого препятствия для отмены роуминга между РФ и РБ не осталось, подошли к тому, что Минск должен снизить стоимость «интерконнекта». Сейчас это стоит 30 центов минута — самый дорогой тариф в СНГ. В России вдвое меньше. Из этой, выросла новая проблема. Москва стояла за единовременный переход на бесплатные входящие звонки, а Минск настаивал на постепенной отмене роуминга, приводя в качестве отрицательного примера Россию, где к лету 2019-го мобильная связь подорожала на 3 %. Дополнительным аргументом был тезис о важности предотвратить рост стоимости дополнительных услуг. Правда это совсем не совпадало с тем, как белорусские монополисты наживаются на абонентах. В итоге, подписанная Москвой и Минском «дорожная карта» предусматривает три этапа отмены роуминга: симметричные ставки на трафик, изменение соглашений между российскими и белорусскими операторами, поэтапное снижение розничных тарифов, отмену платы за входящие вызовы. Что на выходе Государственная монополия — это фишка современного белорусского государства. Так все задумывалось изначально, не странно, что так все и построили. Не исключение и телекоммуникации, как часть монополии государства на связь и обмен информацией. На рынке интернета и мобильной связи в Белоруссии нет конкуренции, несмотря на наличие нескольких операторов и провайдеров. Вот почему именно, когда начались протесты, с 9 по 12 августа в РБ была отключена сеть. Это было сделано потому, что так все устроено, с условным «рубильником», который в любой момент можно «вырубить». Ровно то же самое и в домашнем интернете. Государство является регулятором телекоммуникационного рынка, субъектом хозяйствования и монополистом. В итоге, на словах белорусская сторона за предотвращение роста стоимости тарифов, в реальности — стоимость услуг в Белоруссии выше, чем в России. А чиновники лоббируют интересы не столько белорусов и россиян, сколько монополистов (Белтелеком и НЦОТ), которым снижение доходов — нож по горлу, учитывая обязательность выполнения показателей «пятилеток», которые с отменой роуминга никак не связаны. Это вроде бы не оставляет надежды. Но есть и хорошие новости: белорусским операторам даже под крышей Белтелекома и НЦОТ, с отменой роуминга или без, придется меняться. Лучше начать это раньше. Кстати, мяч на белорусской половине поля, а отмены роуминга ждут все.