Андрей Демидов: «Бизнесменов, которые прославят регион, нужно поддержать»
Директор АНО "Центр поддержки предпринимательства Воронежской области" Андрей Демидов рассказал о промежуточных итогах работы центра "Мой бизнес" в 2020 году - Расскажите о центре «Мой бизнес». Какие направления вы охватываете в своей работе и как расставляете приоритеты? Наша основная цель – это поддержка малого и среднего предпринимательства. Причем, в разных формах: это - юридическая помощь, сертификация товаров и услуг, разного рода обучающие мероприятия, участие предпринимателей в выставках, бизнес-миссиях. На сегодняшний день, у нас налажен тесный контакт с Минэкономразвития, в функционал которого входит отслеживать степень эффективности подобных центров по всей России. Можно констатировать факт: наши показатели – одни из лучших. В прошлом году мы оказали поддержку 4405 субъектам малого и среднего предпринимательства, а по состоянию на сентябрь текущего года эта цифра уже достигла 5500. Что касается, к примеру, обучающих мероприятий, то за 2019 год в наших обучающих мероприятиях приняли участие 1200 предпринимателей, а в неполном 2020 году – 1300. За 2019 год мы провели 46 семинаров и тренингов, а с начала 2020 года и по сентябрь – 52. Так что динамика налицо. - Расскажите немного подробнее об участии в выставках. Какую из них вам хотелось бы отметить, прежде всего? К сожалению, в текущем году не все планы в этом направлении удалось осуществить. Пандемия и связанные с ней ограничения, внесли свои коррективы. Однако, несмотря на это мы успели организовать участие воронежских предпринимателей в 7 выставках. Из них особенно хотелось бы отметить «Армия 2020». Это действительно крупное мероприятие, на котором присутствовали Министр обороны России Сергей Шойгу и Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. На стендах воронежских предприятий была представлена высокотехнологичная продукция для оборонной промышленности. По результатам выставки мы получили благодарственное письмо за подписью Министра обороны. Участие в подобных мероприятиях позволяет региону демонстрировать свой научно-технический потенциал, и вносить свою лепту в развитие российской «оборонки». На выставке мы встретили коллег из центра «Мой бизнес» из другого российского региона, которые также привезли на выставку своих предпринимателей, и представители нашей делегации смогли среди них найти себе деловых партнеров. И это тоже лишний раз свидетельствует об эффективности работы этой системы. - До конца года еще что-то планируется в данном направлении? Да, конечно. Мы планируем еще 12 выставок и 5 бизнес-миссий. Предполагается, что в них примут участие 50 субъектов малого и среднего бизнеса которые найдут для себя новые рынки сбыта в 5 российских регионах. - Выставки – это отличный способ популяризации воронежских брендов. Как по вашему мнению, есть ли в нашем регионе недооцененные торговые марки, которые стоит продвигать? Безусловно. Один из ярких примеров - артезианская питьевая вода «Артез». Сейчас о ней мало кто знает. И очень жаль, потому что по своему качеству она вполне может успешно конкурировать с известным брендом «Липецкая росинка». Производство воды «Артез» налажено в Верхнемамонском районе. Наша делегация там была, и мы собственными глазами видели, насколько там все чисто. И производство налажено с соблюдением всех норм и требований, и химический состав воды соответствует необходимому уровню, и упаковка каждой бутылки тоже на высоте. Таких производителей, которые могут прославить Воронежскую область на всю Россию, мы обязаны поддерживать. – Создание положительного образа предпринимателя – отдельная сложная задача? Как стимулировать физических лиц «выйти из тени» и заявить о себе, как об отдельной личности в мире малого бизнеса? Соглашусь с вами, что это сложное направление. Но как, говорится, дорогу осилит идущий. Тут нам на помощь, как правило, приходят средства массовой информации: телевидение, радио, газеты и интернет. И могу сказать, что это работает. Все больше физических лиц обращаются к нам по поводу помощи в регистрации ИП и ООО. Показательными в этом отношении стали август и начало сентября. За месяц поступило около 30 подобных обращений. Хочу отметить, что сама регистрация абсолютно бесплатная и очень простая, занимает около часа. А в целом за год в рамках нашей работы было создано 94 субъекта МСП. Что касается числа предпринимателей – то по количеству МСП наш регион – третий после Москвы и Московской области. В Воронежской области их 83 500. В этой сфере трудятся 245 000 человек. Это действительно хороший показатель. Четвертый в данном списке – Белгород. Там 59 000 малых и средних предпринимателей. - Какие механизмы вы используете для поддержки начинающих бизнесменов? Тут стоит упомянуть конкурс «Молодой предприниматель». Он проводится ежегодно и число заявок год от года растет. К примеру, в прошлом году их было подано около 30, но после проверки пакета всех документов к участию допустили около 20. А в нынешнем году в конкурсе прошел отбор уже 31 участник сразу в 5 номинациях, таких как «Сфера услуг», «Производство», «IT сфера» и т.д. Отрадно, что активность проявляют предприниматели из области, а не только горожане. Отмечу и тот факт, что в конкурсной комиссии заседал не только чиновничий аппарат, но и действующие предприниматели, которые реально оценивали степень эффективности проектов. 5 финалистов в составе нашей делегации поедут в Уфу, на всероссийский конкурс. К слову, в прошлом году мы возили финалистов в Казань. И там семейная кондитерская «Варина мама» завоевала 3 место в категории «Лучшее женское предпринимательство». Конечно, этот успех позиционирует нас как регион с большим предпринимательским заделом и потенциалом. - Ведете ли вы отдельную работу с молодежью? Да, конечно. Одним из шансов для них шагнуть во взрослый бизнес является конкурс «История предпринимательства Воронежской области». В этом году его планировали провести с участием Воронежского педагогического университета в начале сентября. Но опять вмешалась неблагоприятная эпидемическая обстановка. Теперь надеемся на октябрь. Кроме того хотелось бы отдельно упомянуть конкурс стартапов «Бизнес-идея». Ценность этих состязаний в том, что если проект стоящий и заслуживает внимания, то его могут профинансировать реальные инвесторы. Мы предварительно обговорили такую перспективу с крупными воронежскими бизнесменами и заручились их согласием. - Обращаются ли к вам предприниматели в случаях, когда хотят переформатировать свой бизнес? Назовите какие-то конкретные примеры. Мы можем помочь бизнесменам определиться, куда дальше двигаться, исходя из конкретных данных. Возьмем, к примеру, спортивное направление. Мы провели глобальное маркетинговое исследование по состоянию спортивной отрасли в Воронеже. Пока это закрытая информация, которую мы планируем представить на форуме спортиндустрии. Мы проанализировали данные, в том числе и о количестве спортивных магазинов в Воронежской области с раскладкой по районам. По нашим данным предпринимателей в этой сфере у нас сейчас около 2 000. На основании результатов исследования мы сформировали рекомендации, какие ниши стоит занять для развития собственного бизнеса, при условии низкой конкурентной среды и высокой точки безубыточности при входе в бизнес. - Центр «Мой бизнес» помогает предпринимателям в оформлении кредитов под минимальные проценты. Расскажите, на каких условиях они предоставляются? Мера поддержки предоставляется бизнесу, зарегистрированному на территории Воронежской области и работающему в сфере спорта, дошкольного образования или обрабатывающих производств. Также у них не должно быть каких-либо долгов или неоплаченных налогов, не говоря уже о стадии ликвидации или банкротства. Областные власти на условиях не менее 10%-го софинансирования, предоставляют таким предпринимателям в залог областное имущество. Для получения кредита субъекту МСП нужно обратиться в центр «Мой бизнес» с пакетом документов. После проведения электронного аукциона региональный департамент имущественных и земельных отношений подготовит список областного имущества для обеспечения кредита. Из конкретных примеров, могу привести проект в Рамонском районе, которым мы сейчас занимаемся. Это строительство автодрома. Для его реализации требуется боле 120 млн. руб. Инвестор готов вложить 70, остальные планирует привлекать при поддержке правительства Воронежской области. - Как вы оцениваете общий градус оптимизма в региональном предпринимательском сообществе? Ведь сейчас, когда основные шоковые настроения позади, об этом можно говорить более объективно. Безусловно, когда пандемия только начиналась, она нанесла большой удар, особенно по сфере развлечений и услуг. Многие бизнесмены пострадали, некоторые оптимизировали свои рабочие процессы, кто-то сокращал персонал, а кто-то, к сожалению, вообще ушел с рынка. В этой сложной обстановке государство и региональное правительство максимально быстро, насколько это было возможно в тех обстоятельствах, сформировали пакет имущественных и налоговых мер поддержки. Мы тоже сопровождали наших предпринимателей на этом сложном пути, разъясняли все нюансы на специальных вебинарах. Да, бизнес пострадал, но этот период стал своего рода лакмусовой бумажкой, которая выявила тех, кто был готов остаться и делал для этого всё, и людей случайных или до конца не определившихся. Можно сказать, что сейчас бизнес начал понемногу отходить от стресса. Сегодня многие предприниматели кардинально сменили вид деятельности, нашли для себя новые ниши. Это и инвестиционные, и инфраструктурные проекты. Но в любом случае им стоит закладывать риски на будущее. Мы все надеемся, что второй волны не будет, но свои расходы нужно оптимизировать в любом случае. Текст: Анна Виноградова Фото: из личного архива Демидова А.Г.