Шоколадная 3D-печать
Меня зовут Максим Ковалевский, я основатель проекта Chocolate Fiesta — может быть, самого оригинального российского стартапа в сфере 3D-печати. С 2017 года мы занимаемся 3D-печатью шоколадом, сперва технической разработкой продукта, а затем — коммерциализацией проекта. Команда Chocolate Fiesta изготавливает уникальные шоколадные подарки на заказ для B2B-клиентов, организует мастер-классы по 3D-печати шоколадом на корпоративах, а также разрабатывает и продает шоколадные 3D-принтеры предпринимателям: действующим или только начинающим свой путь в кондитерской отрасли. Сейчас мне 24 года, я живу и работаю в Санкт-Петербурге. В 2013 году я закончил Президентский физико-математический лицей № 239 — там я много занимался математикой, в том числе становился призером Всероссийской олимпиады. Мне не хотелось заниматься академической наукой, мое стремление реализовывать свои знания и навыки на практике привело меня в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. В бакалавриате я получил хорошее инженерное образование, а в магистратуре погрузился в мир инноваций и технологического предпринимательства в Институте передовых производственных технологий (ИППТ). В 2017 году вместе с одногруппниками мы начали заниматься инициативным проектом — решили сделать первый в мире шоколадный 3D-принтер с автоматической системой темперирования. Процесс создания MVP-устройства на первом этапе активно поддерживался университетом (за что хочу сказать спасибо дирекции ИППТ). Как часто бывает в стартапах, первые результаты получились неудовлетворительными, но наше желание реализовать задуманное было сильнее всех преград и обстоятельств. С июня 2018 года стартап Chocolate Fiesta ушел в свободное плавание — нам удалось выиграть 2 небольших технологических конкурса с суммарным вознаграждением порядка 175 тысяч рублей. Этого хватило на продолжение разработки; к началу 2019 года мы научились печатать шоколадом, получили работающую концепцию и первые тестовые заказы. В июне 2019 года я зарегистрировался как ИП — на старте развития проекта такое решение показалось команде наиболее простым и удобным для ведения предпринимательской деятельности. Важно, что мы достаточно быстро научились монетизировать разработки — с июля 2019 года основным источником дохода проекта является выручка с продаж. Собственные средства основателей служат «подпиткой» для пополнения оборотных средств проекта, необходимых для оптовых закупок материалов. По состоянию на сентябрь 2020 года мы продолжаем расти без внешних инвестиций, займов и кредитов. За последние 12 месяцев выручка проекта Chocolate Fiesta составила порядка 1,5 миллионов рублей. Важно отметить, что технология 3D-печати шоколадом для российского рынка очень свежая — мы и наши клиенты с нуля формируем новый рынок услуг. Идея проводить мастер-классы с шоколадным 3D-принтером пришла от заказчиков — изначально мы планировали тестировать только две бизнес-модели: продажа 3D-принтеров и 3D-печать шоколадных изделий на заказ. К концу августа 2020 года выручка с продаж распределяется следующим образом: 40% приходится на продажу оборудования и 60% — на выполнение заказов и участие в мероприятиях клиентов. Ключевые сегменты рынка Chocolate Fiesta — корпоративные подарки и event-индустрия. Самый распространенный кейс 2019 года: компания заказывает мастер-класс по 3D-печати шоколадом на мероприятии с предварительным изготовлением 100–200 шоколадных логотипов для гостей или сотрудников. Так мы предоставляем корпоративным клиентам решение нескольких проблем: изготавливаем уникальные, персонализированные подарки и проводим принципиально новое интерактивное мероприятие. Чаще всего мы общаемся с отделами маркетинга, HR или руководством компаний. Шоколадные логотипы компаний Основная ценность технологии 3D-печати шоколадом — в ее скорости и гибкости. В отличие от традиционного литья, время от идеи заказчика до создания готового образца занимает всего лишь несколько часов. Для этого нам достаточно создать 3D-модель и отправить ее в печать на принтере Chocolate Fiesta. Новая технология позволяет нам дешево и быстро производить небольшие тиражи уникальных изделий для заказчиков. Например, изготовление 100 шоколадных 3D-логотипов в крафтовой коробочке в среднем обходится клиентам в 15 000 рублей, а время выполнения заказа занимает 3–4 дня. Если обратиться с подобным запросом на уникальные шоколадные подарки в традиционную компанию, получить подобное предложение будет сложно — классические производства, использующие конвейерное литье, чувствуют себя комфортно на тиражах в тысячи экземпляров. Первыми покупателями 3D-принтеров для печати шоколадом были начинающие предприниматели из России, Казахстана, Киргизии. Кто-то имел опыт создания логотипов, у кого-то уже был опыт работы в кондитерской сфере. Всем покупателям мы предлагаем короткое обучение — это позволяет быстро разобраться с тонкостями технологического процесса и начать выполнять заказы. Начиная с этого года, мы продаем шоколадные 3D-принтеры на действующие предприятия. Их задача состоит в том, чтобы повысить конкурентоспособность в своем регионе за счет внедрения новой, инновационной продукции. Глава Чувашии Олег Николаев знакомится с Chocolate Fiesta Double на стенде ООО «Общепит» Сейчас мы предлагаем клиентам 2 модели принтеров — Fiesta One за 160 тысяч рублей и Fiesta Double за 210 тысяч. Chocolate Fiesta Double — первый в мире 3D-принтер, позволяющий печатать двумя цветами шоколада одновременно. Мы постоянно мониторим европейский, американский и азиатские рынки кондитерской 3D-печати и можем сказать, что подобных решений пока не встречали. При этом «одноцветные» шоколадные 3D-принтеры уже уверенно находят свое применение в Европе. Основные конкуренты — Procusini (Германия), ByFlow3D (Голландия), Choc Creator (Великобритания). В Европе такие 3D-принтеры стоят порядка 3–4 тысяч евро. Chocolate Fiesta Double И если с точки зрения дизайна продукта нам определенно есть чему поучиться у европейских коллег, то с точки зрения детализации печати и функциональности принтеров Chocolate Fiesta опережает конкурентов. Окупаемость 3D-принтера зависит от времени года — осенью и зимой количество заказов лавинообразно растет, а в период после Нового года и в дачный сезон держится на достаточно низком уровне. При максимальной загрузке 3D-принтер способен генерировать порядка 90–120 тысяч рублей выручки, при этом себестоимость материалов составляет не более 15%. Так что сейчас определенно лучшее время, чтобы начать зарабатывать на 3D-печати шоколадом: новые клиенты смогут гарантированно отбить затраты на приобретение шоколадного 3D-принтера уже до новогодних каникул. В ближайшем будущем мы планируем значительно увеличить наше присутствие на рынке — перед командой Chocolate Fiesta стоит задача заработать еще 2,5 миллиона рублей до конца 2020 года, а в 2021 году довести годовой оборот проекта до отметки в 10 миллионов. Пищевая 3D-печать — очень перспективная отрасль, и мы уверены, что печать сладостей и других пищевых продуктов в ближайшем десятилетии найдет широкое применение на российском рынке.
В ЦБ назвали причины девальвации