Гранты к столетию ТАССР: искусство по госзаказу, но без оценки
Что приготовили деятели искусства к юбилею республики и почему их творчество нельзя увидеть На прошлой неделе в театре Тинчурина открылась выставка художественных работ, которые появились благодаря грантам, выделенным для создания предметов живописи и других произведений к 100-летию ТАССР — новой для Татарстана истории по государственному заказу в области искусства. Корреспондент "Реального времени" разбирался, насколько удачным оказался этот эксперимент. Как отбирались творцы Гранты для создания произведений искусства к столетию ТАССР на общую сумму около 15 млн рублей Кабинет министров РТ утвердил в сентябре прошлого года. Из них: в прозе и поэзии: 20 грантов по 100 тысяч рублей на произведения малой формы и 6 грантов по 500 тысяч рублей — на крупные; 10 грантов по 50 тысяч рублей на произведения камерной, вокальной и хоровой музыки, и симфонические произведения — пять грантов по 100 тыс. рублей, а также на циклы музыкальных работ — 4 гранта по 200 тысяч рублей; музыкально-театральные жанры — 2 гранта по 600 тысяч рублей, скульптура — 4 гранта в по 500 тысяч рублей, живопись — четыре гранта по 500 тысяч рублей; четыре гранта по 250 тысяч рублей на декоративно-прикладное искусство; литература для детей — 12 грантов по 50 тысяч рублей; детское музыкальное искусство — 20 грантов по 70 тысяч рублей. По сути, 5,6 млн руб. полагалось писателям, 5 млн — художникам, 4,4 млн — композиторам. Разумеется, после этого они должны заплатить налоги, как физлица, ИП или самозанятые. Оценивалась художественная ценность и значимость проекта, соответствие тематике конкурса Участники должны были подать заявки, каждую из которых рассматривали два эксперта в соответствующей области по балльной системе. Оценивалась художественная ценность и значимость проекта, соответствие тематике конкурса ("а именно проект должен отражать события из истории Республики Татарстан, вклад выдающихся личностей, прославивших Татарстан и оказавших значительное влияние на развитие государственности и культуры татарского народа"), следование традициям национального искусства, гражданско-патриотический характер проекта, социально-культурный эффект в укреплении духовно-нравственных и культурных ценностей народа Республики Татарстан. Окончательный список утверждался специальной комиссией, в которую входили, в частности, уважаемые историки Гузель Валеева-Сулейманова, Исандер Гилязов, руководитель оркестра "Новая музыка" Анна Гулишамбарова, куратор спецпроектов театра имени Камала Нияз Игламов, директор института языка, литературы и искусства Ким Миңнуллин и другие. Были в числе экспертов, но не участвовали в последнем обсуждении 12 декабря 2019 года профессор КФУ Альфия Галимуллина и профессор консерватории Вадим Дулат-Алеев. Судя по протоколу заседания, самой лакомой номинацией стала "Живопись" (целых 24 заявки), на некоторые количество желающих равнялось количество грантов, а на литературные малой формы их было даже меньше — 18 против 20. Как рассказывали участники, информация через творческие союзы до них доходила слабо, на крупные суммы желающие появились сразу, а вот на более мелкие добирались путем прямого обзвона. Не все эти произведения посвящены событиям, происходившим в течение последних ста лет От Сююмбике до Ильгама Шакирова Что это должны были быть за произведения? В сентябрьском постановлении указывалось, что "грант направляется на реализацию проекта по созданию произведений, отражающих значимость исторических событий в преддверии празднования 100-летия Татарской Автономной Советской Социалистической Республики". Те авторы, которые прошли испытание экспертами и комиссий, по соглашению передают исключительное право использования произведений. То есть публиковать их самостоятельно они не могут. По итогам получалось, что с тех пор появилось, в частности, две оперы, 14 симфонических произведений, а также, к примеру, один комикс. Среди них немало известных фамилий. Разиль Валеев, народный поэт, в прошлом депутат Госсовета, а ныне советник гендиректора телеканала "ТНВ", написал исторически-стихотворную драму о Болгаре "Мәңгелек иман". Поэт и теперь уже депутат Ркаил Зайдулла — повесть "Ильяс Алкин". Заслуженный драматург Зульфат Хаким — тоже повесть, "Әни тавышы". Любопытный опыт у поэта и директор Дома татарской книги Луизы Янсуар — он заканчивает нон-фикшн-опус о поэзии 20 века "Җир уллары трагедиясе: ХХ йөз шагыйрьләре". Покойный Роберт Миннулин в списке с поэмой "Республика". Что касается музыки, то и здесь достаточно знакомых лиц. Композитор Эльмира Галимова трудилась над оперой "Кол Шәриф", а ее коллега Миляүша Хайруллина — над "Кави-Сәрвәр". Луиза Батыр-Болгари в списке с историей о Сююмбике "Хәтер", с ней рядом — симфония-оратория Эльмира Низамова "Ватаным", симфония Рашита Калимуллина "Казан тарихы", а также просто классическая "Татар симфониясе" Ильгама Байтиряка. Чуть более молодые коллеги не отстают — среди них Ильяс Камал с симфонической поэмой об Ильгаме Шакирове. Как можно увидеть, не все эти произведения посвящены событиям, происходившим в течение последних ста лет. Впрочем, и Болгар, и Казанское ханство можно считать предтечей ТАССР, возможно, и в этих произведениях "отражается значимость исторических событий" и "вклад выдающихся личностей, прославивших Татарстан". Присутствующие сразу оценили произведение Наили Кумысниковой "Алтын кош", выполненную в технике кожаной мозаики Что будет дальше? В театре Тинчурина сейчас представлена лишь малая часть работ. Присутствующие сразу оценили произведение Наили Кумысниковой "Алтын кош", выполненную в технике кожаной мозаики, со вполне понятными метафорами и более тонкими отсылками к фольклору. Картины и скульптуры предлагаем оценить читателям самим. Отметим, что выдача подобных грантов, которые организаторы открыто называют "госзаказом" — опыт для министерства культуры новый. Вероятно, поэтому сама схема работы у нее выглядит недоработанной. Если в постановлении четко прописан порядок оценки заявок, то вот правила приема работ отсутствуют. Какого-либо худсовета здесь нет. К примеру, несколько опрошенных композиторов сообщили, что они сдали ноты готовых произведений, но после этого каких-либо проверок проведено не было. Тоже произошло с литературными текстами. На открытии в театре вспоминали советские аналоги подобных грантов, но в то время, безусловно, государство четко следило за тем, что выходит в свет. Нечто подобное существует уже в системе госзакупок произведений икусства. В данном случае и в министерстве признают, что грантовая история не доведена до совершенства. Сейчас она выглядит, как финансовая помощь творцам, создающим произведения к громкой дате, которая еще и совпала с периодом пандемии. Когда зритель увидит и "услышит" эти работы? Трудно сказать: в министерстве обещают начать сотрудничество с "Татмедиа" и Татарским книжным издательством по выведению их в свет. Что касается музыки, то, вероятно, она будет представлена на различных фестивалях и программах.