Войти в почту

Как ошибки в обучении позволяют расти

Со школьных времен многие верят установке «Ошибка — это плохо». Однако именно их исправление способствует развитию. Особую роль в этом процессе играет наставник — он, не давая готовых ответов и указывая направление, позволяет ученику самостоятельно решить проблему. Т&Р вместе с сервисом онлайн-образования Яндекс.Практикум рассказывают, почему ошибка — не демотивирующий барьер, а сигнал для изменений, и объясняют, как правильно работать над ошибками в обучении, чтобы впоследствии не совершать их на работе. .marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } Как наставник помогает исправить ошибкиВ своем исследовании Learning from Errors профессор департамента психологии Колумбийского университета в Нью-Йорке Джаннет Меткал утверждает, что студентам и их преподавателям важно концентрироваться на ошибках, разбирать в процессе работы и не игнорировать их. Однако эффект напрямую зависит от того, как именно преподаватель дает обратную связь. Недостаточно просто отметить, что ученик был неправ, и заменить его ответ на верный. Меткал также проанализировала, в какой именно момент наставник должен указать на ошибку. Вместе с другими психологами Джаннет провела эксперимент, в ходе которого сравнивала состояние студентов, получивших фидбэк в момент совершения ошибки, и тех, кому сообщили об этом спустя время — вплоть до недели. Исследование показало, что студенты и учащиеся старших классов одинаково хорошо справлялись с немедленной и отсроченной обратной связью, тогда как дети помладше — ученики начальных классов — «впитывали« лучше, когда обратная связь была отложенной.Огромную роль как в исправлении ошибок, так и в процессе обучения в целом играет наставник. Сократ считал, что главная задача учителя — пробудить мощные душевные силы ученика, Платон — что наставники получают власть над умами тех, кого обучают. Ментор, ответственный за своего ученика, должен направлять и пробуждать в нем интерес к обучению в том числе и во время исправления ошибок. Наставник стремится решить две задачи: не только указать на ошибку студента и привести его к верному ответу, но и сформировать здоровое отношение к подобным неудачам Страх ошибиться может замедляет процесс обучения, так как он демотивирует. Задача наставника — донести до студента, что ошибки — естественная часть обучения (и жизни), которые необходимо осмыслять, прорабатывать и исправлять.Психолог из пенсильванского университета Carnegie Mellon Роберт Сиглер, специалист по обучению детей математике, предложил эффективный способ корректирования ошибок. По мнению Сиглера, следует попросить ученика объяснить, как он пришел к этому ответу — неважно, правильному или нет. Такой подход эффективен, потому что в процессе разбора можно сразу избавляться от неправильных идей. Часто ошибки, которые допускают студенты, занимающиеся точными науками, имеют глубокие корни, поэтому важно «найти источник заблуждения, избавиться от него и поощрить правильную концепцию».Аналогичную стратегии разработали в Яндекс.Практикуме. Логика курса строится следующим образом: например, есть двухнедельный спринт, первая часть которого отводится на изучение теории, вторая — на практические задания, которые студент выполняет самостоятельно. По завершении работы он сдает проект, а затем получает фидбэк от код-ревьюера, в котором указаны ошибки. Наставник же помогает студентам найти пути решения этих проблем. Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме, рассказал, по какому принципу проходит работу над ошибками: «Наставник в Яндекс.Практикуме никогда тебе не даст ответ, который ты можешь взять, вставить куда надо, и у тебя все заработает. Мы стараемся поддержать студента, помочь ему верно сформулировать проблему, его запрос. После того как ты сформулировал проблему, наставник направляет студента, чтобы тот сам мог набрести на это чувство победы, сам разобрался, в чем была проблема. Если резюмировать, наставник делает две вещи: он учит тебя правильно формулировать запрос и наталкивает на путь, в конце которого ты сможешь найти ответ» Хотя методы обучения, которые основаны на разборе ошибок, на первый взгляд усложняют образовательный процесс, именно они по итогу оказываются самыми мотивирующими для студентов. Такой подход развивает у ученика навык метапознания (способность думать о своем мышлении) и повышает самоэффективность (веру в реализацию поставленной задачи). «Если абстрагироваться от эмоций, то ошибки — это такие полезные остановки. Ты остановился, подумал: „Окей!“ — посмотрел вокруг, разобрался, потратил время — будь то час или несколько дней, — но ты усвоил контекст глубже и шире. Совершая ошибки, ты эмоционально закрепляешь новые знания. Поскольку ошибки часто совершаются в типичных местах, у тебя возникает добавочная эмоциональная ценность, которая как раз сопрягается с этим типичным местом. В следующий раз, когда ты окажешься в нем, ты подумаешь: „О, а у меня в прошлый раз здесь пригорело“. И, конечно, быстрее найдешь решение проблемы. В обучении ты испытываешь кайф, когда преодолеваешь проблему, такой эндорфиновый выброс. Кажется, что только недавно у тебя были страдания, тебе указывали на ошибки, а потом — раз, и у тебя все получилось», — объясняет он.Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме Кстати, полезно ошибаться, будучи уверенным в своей правоте. Многочисленные исследования показали, что ученик никогда не забудет правильный ответ, если изначально был убежден в истинности неправильного. Если же ученику дают шанс предложить найти альтернативу, зачастую именно этот ответ оказывается верным.Нередко ошибки демотивируют студентов и не позволяют учиться дальше. Возникает установка «Я ни на что не способен», ведь вас постоянно поправляют и любой положительный результат достигается только через множество неудачных попыток. «В случае, когда студент чувствует, что постоянные ошибки его демотивируют и тормозят, мы напоминаем ему про эффект Даннинга — Крюгера, — рассказывает Влад Кяуне. — Суть этой кривой (она применима ко всем областям знаний) следующая.Когда мы приступаем к обучению чего-либо нового, мы не знаем, как работать в этой области, и почему-то думаем, что нам все по плечу. В случае с веб-разработкой, например, часто случается так: ты проходишь классный бесплатный курс, на котором тебе рассказывают все: как запрограммировать, сверстать. И ты думаешь: „Как же все просто!“ А где-то через пару месяцев все оказываются внизу этой эмоциональной кривой, потому что вдруг обнаруживается, что не все так идеально и легко, как казалось. Просто поначалу тебя вели за ручку, показывали, что и как можно сделать, — и все получалось. По мере углубления в знания они становятся сложнее. Наступает момент, когда ты понимаешь, что есть много вещей, которые ты не можешь решить с ходу — потому что там масса подводных камней. Но со временем, как раз через разбор ошибок, ты начинаешь лучше в этом разбираться. Когда мы рассказываем об этой кривой студентам, мы так и говорим: „Смотрите, у вас сейчас все нормально, все зашибись. Но через месяц у вас все будет очень плохо, и мы вас к этому готовим“. Через месяц говорим: „Сейчас вам сложно, и мы понимаем, что вы чувствуете“. А потом обещаем: из этого будет выход, постепенный, но все равно будет — конечно, если вы будете прикладывать усилия и не будете отчаиваться. Мы помогаем студентам осознать, что это нормально». Исследование старшего научного сотрудника Rotman Research Institute Николь Андерсон говорит, что самый полезный случай — тот, когда ошибочный ответ студента близок к правильному. «В ходе исследования мы обнаружили доказательства того, что ошибки, которые можно назвать как „почти ошибочные“, помогают человеку лучше усвоить информацию, чем если бы ошибок не было вообще, — поясняет Андерсон. — Такие типы ошибок служат ступеньками к запоминанию правильного ответа. Однако если допущенная оплошность никак не обоснована студентом и сделана наобум, то, разумеется, никакой пользы для его обучения она не несет». «Учеба похожа на греблю против течения. Стоит только прекратить грести, и тебя сносит назад», — пишет Хеннинг Бекк в своей книге «Ошибаться полезно! Почему несовершенство мозга является нашим преимуществом», в которой говорится о том, что происходит за кулисами «ошибочных» мыслительных структур мозга.В Яндекс.Практикуме наставники понимают все трудности процесса обучения и помогают их преодолеть, в том числе меняя отношение студентов к ошибкам. Это не повод для расстройства и не демотивирующий барьер, а точка роста. Именно благодаря правильной работе над ошибками развиваются необходимые навыки, а студент учится искать альтернативные пути решения проблем. Тогда он, уже будучи на работе, способен не допустить ошибок, а в крайнем случае самостоятельно оперативно исправить их. Инструкция: как работать над ошибками Признайте: вы ошиблись Собственную неправоту для начала необходимо признать и не пытаться игнорировать ошибку, даже если она не имеет серьезных последствий. В противном случае вы не сможете двигаться дальше. Локализуйте проблему У вас есть общая проблема: например, программа не работает. Необходимо определить, какая часть общей системы дала сбой, и анализировать уже конкретный участок возникшей проблемы. Сформулируйте, в чем конкретно заключается ваша ошибка Опишите проблему максимально подробно, прежде чем начать искать пути ее решения. «Программа не загружается» — абстрактная формулировка, «В течение 5 минут происходит загрузка заставки и появляется предупреждение N» — более точное обозначение. Найдите корень проблемы Вы выделили определенный участок проблемы и уже в нем стараетесь найти корень проблемы. Можно поэтапно вспомнить, как вы выстраивали свою работу и на каком этапе возникали затруднения. Используйте дедуктивный метод: разберите механизм, в котором возникла проблема, на части и просмотрите каждую из них, выстраивая причинно-следственные связи. Обратитесь за помощью Не бойтесь консультироваться с наставниками, старшими студентами, коллегами. Помните: как правило, вы не первый, кто совершил эту ошибку, и другой человек может подтолкнуть вас к решению проблемы. Если после поисков у вас возникло несколько вариантов решения, выберите наиболее оптимальный методом исключения. Зафиксируйте и проанализируйте Когда вы нашли правильный ответ (возможно, с 10-й попытки), проанализируйте не только его, но и то, как вы к нему пришли. Заново выстройте путь «ошибка — ее решение» и найдите наиболее опасные участки, в которых чаще всего возникает проблема. Сделайте выводы Ответьте себе на вопросы: Чему я научился благодаря этой ошибке?В чем была ее причина?Как предотвратить эту ошибку?

Как ошибки в обучении позволяют расти
© Теории и Практики