Каким мог быть дореволюционный метрополитен

Первый проект столичной подземки обсуждали в Московской городской думе в этот день, 30 сентября, 119 лет назад. По нему метро должно было находиться большей частью на поверхности и иметь лишь малое число подземных участков в историческом центре. Вопрос о строительстве скоростного городского транспорта, подобного тому, что уже существовал в то время в Лондоне, в Москве назрел давно. — Увеличивающееся население города нуждалось в метрополитене, — сказал историк метрополитена Петр Новиков. Инженер Петр Балинский, проект которого рассматривался в Думе, так обосновывал свою идею: «В наше тяжелое время невозможно и прямо-таки безбожно заставлять бедного и среднего обывателя тратить на одни только передвижения в течение суток столько времени. Поэтому нет никаких сомнений, что в миллионных городах… сама необходимость заставляет приступить к устройству в них таких путей сообщения, которые бы не зависели от все увеличивающегося уличного городского движения и которые бы обладали наибольшей провозоспособностью и скоростью, то есть, иначе говоря, необходимо приступать к устройству метрополитенов». По его проекту, созданному совместно с инженером Евгением Кнорре, предполагалось построить внеуличную сеть, то есть сам метрополитен и сеть городских трамваев. Метрополитен он хотел связать со станциями окружной железной дороги. Изюминкой проекта была бы центральная станция, которую Балинский планировал расположить у Кремля. Ожидалось, что эта станция будет иметь колоссальные размеры. Однако сбыться этой мечте не было суждено. В городской казне в то время не хватало денег. В то же время члены Думы решили, что строительство вызывало бы нарушение городского благообразия. Неожиданная критика проекта прозвучала со стороны Московского археологического общества, которое указывало, что проект покушается на древность. Духовенство также возразило против строительства метро. Представители церкви считали проект греховной мечтой и попыткой человека проникнуть в подземный мир. В итоге до революции проект метрополитена в Москве так и не был реализован. Акварельные рисунки станции метрополитена, которая могла бы находиться рядом с Кремлем, выполнил Николай Каразин. Если бы проект был реализован, то она стояла бы прямо на Васильевском спуске и поднималась бы почти до уровня Кремлевской стены. Читайте также: Более 26 километров прошли тоннелепроходчики на северо-восточном участке БКЛ

Каким мог быть дореволюционный метрополитен
© Вечерняя Москва