В воскресенье торжественной церемонией онлайн завершился чемпионат WorldSkills «Навыки мудрых», в котором приняли участие специалисты в возрасте от 50 лет. Вместе с этим чемпионатом в Новосибирской области, где располагался Центр управления соревнованиями стартовал Фестиваль профессий в рамках проекта «Билет в будущее». Он будет проходить две недели на 70 площадках области. С тем, как школьники «примеряют на себя» профессии, рассказала директор департамента по реализации проектов развития детей и молодежи Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Евгения Кожевникова, а воочию наблюдал этот процесс наш научный редактор. Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» третий год реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В 2018 году в пилотном запуске приняли участие более 100 тысяч школьников из 41 региона страны. В 2019 году к проекту подключились уже 63 субъекта; 36 из них стали победителями конкурсного отбора и получили доступ к широкой линейке практикумов проекта. Не прошедшие отбор 27 регионов воспользовались возможностями проекта в тестовом режиме с правом организовать на своей территории регистрацию участников на платформе «Билет в будущее» для профориентационного тестирования и провести практические мероприятия. Сейчас к проекту присоединилось уже 79 регионов. Для того, чтобы школьники могли попробовать разные профессии, «Билет в будущее» создал с нуля специальную платформу, которая позволяет записываться на разные этапы тестирования, а также отслеживать профессиональную траекторию школьника и собирать свое цифровое порфолио. Евгения Кожевникова Ворлдскиллс Россия «В первую очередь мы показываем в компетенциях детям то, что им придется делать в своей профессии ежедневно – это и есть настоящая профессиональная проба. Пусть дети пробуют, ошибаются и ищут свою профессию, – говорит Кожевникова. – Кроме того, мы хотели бы, чтобы в результате ребенок мог сделать свой выбор сам, а не следовать желанию родителей». Действительно, на площадках фестиваля мы сами видели, как школьники пробовали себя в самых разных профессиях: маляра, штукатура, специалиста по работе с металлом (видели бы вы, с каким энтузиастом девочки делали из стальных листов салфетницы!), оператора робота-манипулятора… За сравнительно небольшой промежуток времени дети выполняли реальный и осязаемый кусок работы, который можно было оценить. Хотя, несмотря на оценки, которые выставлялись работам участников, это – не соревнование, здесь не было победителей и проигравших. Реклама фестиваля в Новосибирске Алексей Паевский/Indicator.Ru Нужно отметить, что даже такой, казалось бы, несерьезный этап, очень четко регламентирован по стандартам WorldSkills. Любая, даже получасовая проба «мини try-a-skill» имеет многостраничный паспорт, где прописано все – от набора предметов, которые должны быть на рабочем месте ребенка и площади и эргономики этого самого рабочего места, до пошаговой инструкции в выполнении задания, критериев оценки и, конечно же, техники безопасности. Фрагмент паспорта испытания Алексей Паевский/Indicator.Ru «Мы бы хотели, чтобы, несмотря на атмосферу праздника, здесь было бы время для рефлексии ребенка о своей будущей специальности», – говорит Кожевникова. На вопрос нашего научного редактора о том, нет ли смысла включить в программу научные специальности для того, чтобы школьники могли почувствовать настоящую рутинную жизнь ученого, Кожевникова ответила, что это идея, достойная рассмотрения. Тем более, что в Новосибирске, где происходил разговор, для этого созданы все условия.